17
раскрывающимся изнутри и установили в ней скорострельны' зенитные, такие же крупнокалиберные зенитные пулемет] устанавливаются на открытой сверху бронеплощадке. Угол обстрел, был увеличен. Мы применили также новейшие средства закалю отдельных частей брони: бронирование орудий, особенно пулеметов Кроме того, по инициативе наших рабочих и инженеров, внутренняя броня предохранялась от плавки термитными снарядами.
В октябре 1941 года проект бронепоезда был закончен, и ег< рабочие приступили к строительству. Наибольший объем работ! падал на долю котельщиков под руководством Черепни 'и И.Володина Разгорелось соревнование за досрочное выполнение работы. Работа осложнялась тем, что в цехах строго соблюдалас! светомаскировка, температура .воздуха резко поднималась, становилось душно. Отдельные сварщики и котельщики перешли н; казарменное положение. Старички не выдерживали, но молодежь трудилась беззаветно".
"Одна из трудностей, с которой мы столкнулись, рассказывает! далее С. А. Джамалов, - закалка брони. Наш штаб был вынужден обратиться в обком партии за помощью, а также в Совнарком iДаниялову А.Д. Он обратился в Государственный Комитет обороны. Из Москвы поступило распоряжение об изготовлении и закалке необходимой брони на заводе "Красный Октябрь" в Сталинграде. Е первом квартале 1942 года мы получили броню, и одели в нее бронепоезд. Но она оказалась слабой для тех бронебойных орудий, которые применялись в годы "Второй Мировой войны". Бронепоезд раздели, броню погрузили на платформу и отправили е Сталинград с бригадой сопровождающих под руководством М.А, Шаповалова.
Продолжая тему, машинист Черепня М. рассказывает с бронепоезде "Комсомолец Дагестана":
- Несмотря на трудности, которые пришлось пережить этой бригаде, в апреле 1942 года броня вернулась в Махачкалу. Михаил Арсентьевич Шаповалов рассказывает:
"При обсуждении проекта, техническое бюро отметило, что имевшийся перед нами образец был одет в -броню толщиной 10 мм.
18
/Речь идет о броне поезда капитана Бородавко/, мы решили построить крепость на колесах.
Когда проект был готов, в вагонное депо подали 60-тонные платформы и паровоз. Они послужили фундаментом будущего бронепоезда "Комсомолец Дагестана".
В цеху одновременно работало 10-15 электросварщиков, 5-6 газосварщиков, 10 котельщиков - все это создавало высокую температуру. Временами нечем было дышать, случалось, люди теряли сознание. Товарищи выносили их на воздух. Придя в себя, рабочий брал свое орудие труда и шел продолжать дело. Подвоз металлоконструкций к площадке затруднялся отсутствием техники, напрягая силы, мы подносили их на руках. Эту работу выполняли Володин Г., Гальхов, Черепня, Володин И. Каркас должны были сделать к 1 февраля 1942 года. Наш коллектив сдал его на месяц раньше. Это был поистине героический труд. 4 апреля 1942 года платформы, нагруженные броневой сталью, отправились в путь. Было еще очень холодно, но мы всю дорогу ехали на открытых платформах, прямо на стальных листах. Движения были затруднены, так как гитлеровцы были уже под Харьковом.
Вражеские самолеты то и дело появлялись в воздухе, а нам приходилось спасаться в каком-нибудь укрытии. В Сталинград мы приехали 15 апреля. Секретарь обкома, к которому мы обратились, позвонил директору завода "Красный Октябрь", но тот ответил, что заказ может быть выполнен к концу апреля. Мы, рассчитывали на короткие сроки, оказались в затруднительном положении, так как не взяли с собой даже хлебные карточки. Ни директор завода, ни обком, ни директор ОРСа помочь не смогли. Но все же удалось достать. Теперь мы ходили на завод и упрашивали назначить день, закалки стали. День был назначен, но в цеху из-за технического недосмотра произошел взрыв: почти вся смена вышла из строя, получив ожоги. Опять наша работа откладывалась на неопределенный срок.
Мы обратились к руководству завода, чтобы нам разрешили производить закалку нашей брони, используя те 8 часов. Наше предложение было принято, и мы приступили к работе. За несколько ночей все было сделано.
Началась погрузка брони. Вскоре наши вагоны отправили с завода на станцию "Банная", затем - Сарепта, а там уже в Махачкалу. Раз десять на поезд налетали вражеские самолеты, и только благодаря находчивости машиниста нащ поезд продолжал путь .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.