Вероломное нападение фашисткой Германии. Начало Великой Отечественной Войны, страница 6


15

Затем бронепоезд успешно провел операцию по взрыву моста. Задание было выполнено без потерь. Но фашисты направили против бронепоезда авиацию, и завязался трехдневный без передышки бой.

8  конце  одна  из  бомб  попала  в  бронепоезд  и  паровоз  был исковеркан. В эти дни погибло 14 человек.

Было еще много боев, но в последнем бое прямым попаданием снаряда разбило тендер у паровоза, погиб машинист. В живых тогда осталось до тридцати бойцов дивизиона. Продолжая бой, они отступили к станции Червленная-Узловая.

Вконец потрепанный бронепоезд направили 2 февраля 1943 года в Тбилиси. По дороге бронепоезд проезжал Махачкалу, но никто не мог узнать в нем прежней, грозной машины: зияло 185 пробоин от снарядов. Позже после ремонта бронепоезд "Комсомолец Дагестана" нес сторожевую службу в Адлере: расстреливал мины, которые сбрасывали в море фашисты.

Тяжелый бронепоезд "Комсомолец Дагестана" участвовал в 39 боевых операциях. На его боевом счету 7 уничтоженных и рассеянных танковых групп, 20 подбитых танков и бронемашин, сжег

9 автомашин и 4 повозки с боеприпасами и пехотой противника, уничтожил 6 артиллерийских батарей,  3 пулеметных гнезда и 8 мотоциклов, 3 самолета, подавил огонь 39 артиллерийских батарей и уничтожил до полка пехоты7.

Трудящиеся Дагестана на протяжении всей войны не порывали связи с командой бронепоезда. Постоянно поддерживали с командой переписку. Посылали подарки на фронт, после получения которых, бойцы бронепоезда горячо благодарили трудящихся Страны гор. Посылали в подарках - рис, консервы, сало, табак, вино, и белые^ булочки .............. _________ _____

На снимке бойцы бронепоезда принимают подарки от делегации Дагестана.

По окончании войны многие бойцы бронепоезда вернулись в Махачкалу, на свои прежние места работы - в паровозное и вагонное депо.

7 Материалы рукописного фонда Дагестанского института истории, языка и литературы филиала № СССР. Дело № 1624, стр.53.


16

Воспоминанияучастниковсобытий.

Не без волнения в груди, читаешь воспоминания живых участников тех событий. Строителей и бойцов команды бронепоезда, записанных краеведами за круглым столом в школе № 52. Из большого материала архива, находящегося в школе, только небольшая часть была выбрана для данной исследовательской работы..

Решением  Городского  Комитета  начальником  строительства бронепоезда был назначен В.Штурмин, начальник вагонного депо: "Товарищ Линкуй,  Саенко,  Тахтаров и Даниялов провели с нами совещание,  сообщили, что комсомольцы республики берут шефство над строительством первого бронепоезда "Комсомолец Дагестана". Закипела  работа  коллектива.  Новое  задание  воспринято,  как почетное дело. Под руководством опытных мастеров своего дела М. Черепни, И.Володина и других товарищей, работа спорилась". Из рассказа инженера по строительству бронепоезда "Комсомолец Дагестана" С.А.Джамалова:

, . i "ТЯГ ,-«5»

"Необходимы были военные специалисты, которые бы дали совет, ' как разместить башни для ведения зенитного огня, амбразуры для бокового. И тут случайно узнали, что на станции Дербент прибыл бронепоезд. Этим бронепоездом командовал капитан Бородавке. Штаб строительства немедленно отправил в Дербент Джамалова, Колесникову, Зернова и Шаповалова. Им удалось подробно осмотреть бронепоезд, сравнить с нашими чертежами, снять эскизы, а самое главное - капитан Бородавке, .уже имевший опыт, дал нашим товарищам ряд ценных советов.

Прежде всего, мы усилили на бронепоезде средства зенитной и противотанковой   защиты:   купол   одной'  из   башен   сделан