Предкризисное состояние российского образования. Основные проблемы

Страницы работы

Содержание работы

Предкризисное состояние российского образования ни у кого не вызывает сомнения сегодня. Недостаточно и нерегулярно финансируются из бюджета образовательные учреждения, не разработана законодательная база в части налогов, учредительных документов, аренды, отсутствует опыт в привлечении внебюджетных средств. Острота проблемы в том, что необходимость мер по приведению российского образования в соответствие с изменившимися за последние десять лет социально-экономическими реалиями совпало с ухудшением экономической ситуации внутри страны. Озабоченность процессами, происходящими в российском образовании, высказал директор Программы по высшему образованию Института 'Открытое общество' Яков Бергер. По его словам, система образования, которая должна способствовать вертикальной и горизонтальной мобильности граждан, в настоящее время не выполняет в России эту функцию. Усугубляется разрыв между уровнем образования в столичных городах и регионах, качественное образование становится менее доступным для широких слоев населения, а количественный рост числа высших негосударственных учебных заведений не сопровождается ростом их качества.

Декан факультета социологии Northeastern University (США) Энтони Джонс отметил, что во многом проблемы, стоящие перед российской системой образования, схожи с проблемами, стоящими перед системами образования Америки и Европы. Образование становится очень дорогим для государства институтом. Так, сейчас в США получение образования одним человеком обходится примерно в 100 тысяч долларов. При этом годовой доход многих американских семей не превышает 40-50 тысяч долларов. Американское правительство и правительства европейских стран ищут новые схемы финансирования системы образования. В частности начинает вводиться плата в университетах, где обучение до сих пор было бесплатным, таких, как Англия и Италия.

Состоявшаяся на семинаре дискуссия о путях решения проблем в российской системе образования выявила отсутствие единого мнения на этот счет. Профессор Высшей школы экономики Татьяна Клячко, один из авторов концепции очередного этапа реформирования системы образования РФ, признала, что за последние восемь лет (1989-1997 гг.) государственное финансирование высшего образования в расчете на одного студента сократилось в три раза, с 13 до 4,6 тысяч деноминированных рублей. Но, по ее мнению, общая сумма расходов на образование, включая бюджетные и внебюджетные средства, составляет около 4% НД, что соответствует нормативу, заложенному в Законе 'Об образовании'. Но внебюджетные финансовые потоки сегодня не упорядочены и ограничены. Тем не менее, по приведенным данным, уже сегодня доходы ВУЗов от платного обучения достигают 1,3 миллиардов рублей, а помощь спонсоров - 1,5 миллиарда. Треть доходов ВУЗы получают от сдачи в аренду помещений, часть средств от предоставления платных образовательных услуг. Таким образом, выход из создавшегося в российском образовании бюджетного недофинансирования нужно искать в совершенствовании путей по привлечению внебюджетных средств.

Еще более категорично мнение заместителя министра образования Александра Суворинова. Он отверг опасения, высказываемые широкими кругами российской общественности, что новые экономические механизмы в образовании приведут к росту социальной сегрегации, к подмене бесплатного образования платным, к недоступности высшего образования для большой части населения, к банальной приватизации ВУЗов, к отступлению от российских традиций в области образования. Выход из тяжелого положения, в котором находится образование, Александр Суворинов связывает с реформой его управления и организационно-экономических механизмов его функционирования.

Основными элементами программы, направленной на повышение качества образования, Александр Суворинов назвал

  • введение государственного заказа на подготовку специалистов со средним и высшим образованием и реструктуризацию сети учреждений среднего, высшего и послевузовского образования, включая интеграцию образовательных учреждений одного или разных уровней образования с формированием многопрофильных колледжей и университетов;
  • формирование учебно-научных и учебно-научно-производственных комплексов, как объединений юридических лиц, имеющих различные виды собственности;
  • устранение дублирования региональными образовательными учреждениями друг друга в подготовке специалистов за счет федерального бюджета;
  • расширение подготовки специалистов по основным образовательным программам профессионального высшего образования с присвоением степени бакалавра;
  • развитие интегрированного обучения по очно-заочной форме, а также дистанционного образования и экстерната.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
60 Kb
Скачали:
0