Предкризисное состояние российского образования. Основные проблемы, страница 5

К уже известным зарубежным спонсорам российского образования недавно прибавился еще один - Всемирный Банк реконструкции и развития, который на основе займа финансирует Инновационный образовательный проект. Планируется, что основная часть займа (50 миллионов долларов) пойдет на программу поддержки инноваций в высшем образовании, 12 миллионов долларов - на программу развития учебного книгоиздания для среднего образования и 8 миллионов долларов составит Экспериментальный фонд закупки учебников, средства которого будут предоставляться регионам на конкурсной, платной и возвратной основах.

Большую роль в проведении и финансировании программ обмена между российскими и американскими учеными и профессиональными деятелями играет информационное агентство США. Примеры подобного сотрудничества уже существуют. Так, разработана программа 'Консорциум по экономическому образованию и исследованиям', партнерами в которой выступают Фонд 'Евразия', Институт 'Открытое общество', ВБРР, Фонд Форда, Фонд Старр и благотворительная организация 'Пью Черитэбл Трастс'. Целью программы является формирование прогрессивной экономической политики через программы повышения уровня профессионализма в управлении экономикой в странах бывшего СССР. Таким образом, на семинаре была с одной стороны подтверждена полезность деятельности западных фондов и организаций для российского образования, с другой стороны, признана необходимость обновления стратегии финансирования, осуществляемых ими программ в области российского образования.

РЕЗЮМЕ

Образование в России переживает особенно тяжелый период. Ему не хватает административных и финансовых ресурсов для обеспечения международного уровня. Предкризисное состояние должно послужить катализатором в решении первоочередных проблем, связанных с недостаточным и нерегулярным бюджетным финансированием образовательных учреждений, отсутствием законодательной базы в вопросах налогообложения, реорганизацией управления ВУЗами и обменом опытом для привлечения внебюджетных средств.

Хотя в рамках дискуссии участники семинара не пришли к единому мнению о путях решения стоящих перед российским образованием проблем, в целом такое общение было признано ими, как полезное и конструктивное. Были высказаны пожелания о дальнейшей организации подобных встреч и не только в Москве, но и регионах.