Предкризисное состояние российского образования. Основные проблемы, страница 2

Александр Суворинов сообщил также о намерении Министерства общего и профессионального образования увеличить финансирование высшего образования с помощью различных программ. Среди них программа '100 лидеров', призванная обеспечить переподготовку управленцев, программа 'Школа школ', направленная на повышение качества образования и другие.

ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Одним из главных вопросов в образовательных процессах является проблема привлечения финансов. Решения этой проблемы могут быть самыми разными. Так, Энтони Джонс ознакомил участников семинара с решением этой задачи в своем университете, где учеба студентов тесно переплетается с их практической занятостью. Хотя образовательный процесс в нем занимает времени на год больше, чем в других университетах, где студенты учатся традиционным способом, зато здесь они имеют возможность самостоятельно платить за учебу и, что немало важно, уже в процессе учебы обеспечить себе будущее место работы. Это выгодно и бизнесменам, которые могут занять студентами не самые популярные рабочие места и подобрать себе будущих работников. Сами же университеты в данном случае устанавливают тесный контакт с миром бизнеса, чего раньше им не доставало.

Кроме того, очень важным, по его мнению, является и тот факт, что зарабатывать деньги сегодня требуется не только от университетов, но и сами университеты требуют это от своих факультетов. При этом способы привлечения финансовых средств применяются самые различные вплоть до поиска спонсоров.

Но возможности у российских ВУЗов привлекать спонсоров весьма ограничены, хотя способы заработать деньги есть и у них. Так, многие ВУЗы связывают надежды с различными проектами именно учебной деятельности. Как, например, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ), который работает по программам переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас совместно с Московским институтом конверсии военных кадров. На сегодняшний момент университет представляет собой учебно-образовательный комплекс, основой которого является он сам, а сателлитами - вновь образованные институты, такие как Московская высшая банковская школа, Московский институт бизнеса и информационных технологий, институт прикладной экономики и коммуникаций, в которых обучение проходит на платной основе. Учредителями этих институтов наряду с самим МГУЭСИ являются его иностранные и отечественные партнеры. Кроме того, МГУЭСИ сейчас проводит обучение и по дистанционной форме, где является на сегодняшний момент ведущим ВУЗом России в этой области образования.

Схожая ситуация с финансированием высшего образования сложилась и в республиках бывшего СССР. И пути выхода из создавшегося положения тоже очень схожи. Это можно проследить на примере американского университета в Кыргизстане, который был создан как факультет Киргизского государственного университета, но вскоре оформился как самостоятельное образовательное учреждение. Со дня образования АУК был ориентирован на высокопрофессиональные программы, особенно в области бизнеса и изучения английского языка. За 5 лет работы было заработано 650 тысяч долларов, 20 тысяч из которых поступили в качестве грантов.

Сейчас в рамках Инновационного образовательного проекта, осуществляемого на средства займа Мирового Банка реконструкции и развития, реализуется программа совершенствования управления в ВУЗа, которая предусматривает оказание помощи российским ВУЗам при переходе к самостоятельной финансовой деятельности: финансирование на конкурсной основе таких направлений, как совершенствование организационной структуры, демократизация управления, обеспечение связи ВУЗов с рынком труда, эффективное управление ресурсами. Победители конкурса получают на льготных условиях целевые займы, максимальный размер которых равен 300 тысячам долларов.