Александр Суворинов сообщил также о намерении Министерства общего и профессионального образования увеличить финансирование высшего образования с помощью различных программ. Среди них программа '100 лидеров', призванная обеспечить переподготовку управленцев, программа 'Школа школ', направленная на повышение качества образования и другие.
ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Одним из главных вопросов в образовательных процессах является проблема привлечения финансов. Решения этой проблемы могут быть самыми разными. Так, Энтони Джонс ознакомил участников семинара с решением этой задачи в своем университете, где учеба студентов тесно переплетается с их практической занятостью. Хотя образовательный процесс в нем занимает времени на год больше, чем в других университетах, где студенты учатся традиционным способом, зато здесь они имеют возможность самостоятельно платить за учебу и, что немало важно, уже в процессе учебы обеспечить себе будущее место работы. Это выгодно и бизнесменам, которые могут занять студентами не самые популярные рабочие места и подобрать себе будущих работников. Сами же университеты в данном случае устанавливают тесный контакт с миром бизнеса, чего раньше им не доставало.
Кроме того, очень важным, по его мнению, является и тот факт, что зарабатывать деньги сегодня требуется не только от университетов, но и сами университеты требуют это от своих факультетов. При этом способы привлечения финансовых средств применяются самые различные вплоть до поиска спонсоров.
Но возможности у российских ВУЗов привлекать спонсоров весьма ограничены, хотя способы заработать деньги есть и у них. Так, многие ВУЗы связывают надежды с различными проектами именно учебной деятельности. Как, например, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ), который работает по программам переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас совместно с Московским институтом конверсии военных кадров. На сегодняшний момент университет представляет собой учебно-образовательный комплекс, основой которого является он сам, а сателлитами - вновь образованные институты, такие как Московская высшая банковская школа, Московский институт бизнеса и информационных технологий, институт прикладной экономики и коммуникаций, в которых обучение проходит на платной основе. Учредителями этих институтов наряду с самим МГУЭСИ являются его иностранные и отечественные партнеры. Кроме того, МГУЭСИ сейчас проводит обучение и по дистанционной форме, где является на сегодняшний момент ведущим ВУЗом России в этой области образования.
Схожая ситуация с финансированием высшего образования сложилась и в республиках бывшего СССР. И пути выхода из создавшегося положения тоже очень схожи. Это можно проследить на примере американского университета в Кыргизстане, который был создан как факультет Киргизского государственного университета, но вскоре оформился как самостоятельное образовательное учреждение. Со дня образования АУК был ориентирован на высокопрофессиональные программы, особенно в области бизнеса и изучения английского языка. За 5 лет работы было заработано 650 тысяч долларов, 20 тысяч из которых поступили в качестве грантов.
Сейчас в рамках Инновационного образовательного проекта, осуществляемого на средства займа Мирового Банка реконструкции и развития, реализуется программа совершенствования управления в ВУЗа, которая предусматривает оказание помощи российским ВУЗам при переходе к самостоятельной финансовой деятельности: финансирование на конкурсной основе таких направлений, как совершенствование организационной структуры, демократизация управления, обеспечение связи ВУЗов с рынком труда, эффективное управление ресурсами. Победители конкурса получают на льготных условиях целевые займы, максимальный размер которых равен 300 тысячам долларов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.