ВВЕДЕНИЕ
В основе пособия лежит стратометрическая концепция коллектива, разработанная в отечественнойЛ психологии научной школой-, руководимой А.В. Петровским. Выбор денной основы для изучения коллектива учащихся обусловлен двумя причинами:
1) подходом к классу как к группе, имеющей качественные параметры коллектива и отличающейся от диффузной группы;
2) методическим удобством практического исследования в условиях школы.
Кроме того, стратометрический подход является очень эвристичным для решения проблем в области исследования структуры и иерархии групповой деятельности, а также при определении ее эффективности. Большое значение имеет и то, что прикладной аспект теории состоит в ее выходе на проблемы воспитания и формирования личности школьников.
Настоящее пособие предназначено для преподавателей педагогических вузов, учителей, школьных психологов и студентов, проходящих психолого-педагогическую практику в школе. Его целью является помощь в методической организации изучения классного коллектива и его адекватной оценке в рамках требований научной достоверности и объективности. От этого в значительной мере зависят понимание педагогом сущности процессов групповой активности и определение средств воспитательного воздействия на коллектив.!
К |
ОСТРАТОМЁТРИЧЕСКОМПОДХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЮКОЛЛЕКТИВА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕПРИЗНАКИКОЛЛЕКТИВА
Стратометрическая концепция групповой активности, разработанная под руководством А.В. Петровского, является первой систематической психологической теорией коллектива: Основная отличительная особенность этой концепции - принципиальное разграничение понятий диффузной группы и коллектива. В диффузной Труппе определяющими являются непосредственные отношения и непосредственное взаимодействие между ее членами (эмоциональные контакты, конформность, психофизиологическая совместимость и т.п.), в коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности. Таким образом, коллектив - это такая группа, в которой межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности1. Главными существенно важными параметрами опосредующего звена и признаками коллектива являются следующие психологические параметры:
• преобладание проявлений коллективистического самоопределения (КС) и резкое Снижение конформных реакций в значимых для коллектива ситуациях;
• сплоченность как ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ);
• действенная групповая эмоциональная идентификация (ДГЭИ);
• содержательность мотивационного ядра выбора;
• адекватность и добросовестность в возложении и принятии ответственности за успешность или неуспешность совместной деятельности.
Коллективистическое самоопределение проявляется в относительном единообразии поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива, с его целями и идеалами. Феномен КС возникает в том случае, когда поведение личности в условиях группового давления определяется не непосредственным влиянием группы и не индивидуальными качествами
Психологическая теория коллектива /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979.
ИЗУЧЕНИЕМОТИВОВУЧЕБНОЙИСОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методика 11. Изучениемотивовучебнойдеятельности7
Цель: выявление ведущих мотивов учебной деятельности. Ход выполнения. Учащимся предлагается список предметов, которые они изучают в школе (алгебра, геометрия, русский язык, литература, история, физика, труд
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.