Остратометрический подход к исследованию коллектива. Психологические признаки коллектива

Страницы работы

20 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ВВЕДЕНИЕ

В основе пособия лежит стратометрическая концепция коллектива, разработанная в отечественнойЛ психологии научной школой-, руководимой А.В. Петровским. Выбор денной основы для изучения коллектива учащихся обусловлен двумя причинами:

1)  подходом   к   классу   как   к   группе,   имеющей   качественные параметры коллектива и отличающейся от диффузной группы;

2)  методическим    удобством    практического    исследования    в условиях школы.

Кроме того, стратометрический подход является очень эвристичным для решения проблем в области исследования структуры и иерархии групповой деятельности, а также при определении ее эффективности. Большое значение имеет и то, что прикладной аспект теории состоит в ее выходе на проблемы воспитания и формирования личности школьников.

Настоящее пособие предназначено для преподавателей педагогических вузов, учителей, школьных психологов и студентов, проходящих психолого-педагогическую практику в школе. Его целью является помощь в методической организации изучения классного коллектива и его адекватной оценке в рамках требований научной достоверности и объективности. От этого в значительной мере зависят понимание педагогом сущности процессов групповой активности и определение средств воспитательного воздействия на коллектив.!


К

ОСТРАТОМЁТРИЧЕСКОМПОДХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЮКОЛЛЕКТИВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕПРИЗНАКИКОЛЛЕКТИВА

Стратометрическая концепция групповой активности, разработанная под руководством А.В. Петровского, является первой систематической психологической теорией коллектива: Основная отличительная особенность этой концепции - принципиальное разграничение понятий диффузной группы и коллектива. В диффузной Труппе определяющими являются непосредственные отношения и непосредственное взаимодействие между ее членами (эмоциональные контакты, конформность, психофизиологическая совместимость и т.п.), в коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности. Таким образом, коллектив - это такая группа, в которой межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности1. Главными существенно важными параметрами опосредующего звена и признаками коллектива являются следующие психологические параметры:

•  преобладание проявлений коллективистического самоопределения (КС)  и  резкое Снижение конформных реакций  в значимых для коллектива ситуациях;

•  сплоченность как ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ);

•  действенная групповая эмоциональная идентификация (ДГЭИ);

•  содержательность мотивационного ядра выбора;

•  адекватность   и   добросовестность   в   возложении   и   принятии ответственности   за   успешность   или   неуспешность  совместной деятельности.

Коллективистическое самоопределение проявляется в относительном единообразии поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива, с его целями и идеалами. Феномен КС возникает в том случае, когда поведение личности в условиях группового давления определяется не непосредственным влиянием группы и не индивидуальными качествами


Психологическая теория коллектива /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979.


ИЗУЧЕНИЕМОТИВОВУЧЕБНОЙИСОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методика 11. Изучениемотивовучебнойдеятельности7

Цель: выявление ведущих мотивов учебной деятельности. Ход выполнения. Учащимся предлагается список предметов, которые они изучают в школе (алгебра, геометрия, русский язык, литература, история, физика, труд

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
550 Kb
Скачали:
0