Мир предметов делает людей равными благодаря потребительской стоимости окружающих вещей, тогда как мир знаков, напротив, способствует социальной дифференциации. Тот или иной коды, отсылают сограждан к разным потребительским моделям. В любом случае характер потребления выявляет причастность человека либо к подчиненным классам (выставляющим своё потребление на показ) либо к классам привилегированным (которые наоборот предпочитают его не афишировать).[6]
Возведённые в идеал творцами поп-арта звёзды Голливуда, такие как Мерлин Монро и Элвис Пресли становятся своего рода героями общества потребления, сумевшими первыми из всех отыскать свою индивидуальность и стать не потребляющим, а потребляемым товаром, ориентиром для остальных заблудших душ. Наиболее ярко эта идея проявляется в работе Энди Уорхола «Золотая Мэрлин Монро» 1962 года, в которой Уорхол превратил обыкновенный снимок фотографа Франка Повольни, выполненный в начале пятидесятых годов XX века, в икону популярной культуры. Он поместил её образ на обширное поле, и покрыл всю поверхность золотой краской, той, которая заставляет пробудить в голове потребителя воспоминания иконописных образов. В дальнейшем Уорхол стал экспериментировать с получившимся образом, он создавал всё новые и новые варианты звездного образа, непрерывная череда которых, напоминала появление на свет продукта промышленного производства, обыкновенного товара.
Безликий мир, стремящийся наклеить ярлыки на всё и всех, дать оценку всему, что его окружает, общественная масса, плавающая на поверхности событий, не рискуя нырнуть в глубь.
Именно таким мир предстал перед творцами поп-арта, безликий, жестокий, слепой и конечно же в противовес такой массовости необходимо было создать нечто шокирующее, максимально необычные вещи в обычной обстановке, обычном мире, как будто заставили проснуться задремавшее человечество, поп-арт стал для человечества своеобразной шоковой терапией.
2. Расцвет поп-арта
Таким образом художников поп-арта можно назвать переоценщиками, способами переоценки которых стали: непривычные предметы, помещённые в привычные места, например, такие как работы известного художника Класа Ольденбурга (приложение 4 и 5) с его огромными предметами в парках, на городских улицах на площадях, и наоборот нечто обыденное, но совсем под другим углом, в другом контексте, другой обстановке, как самые знаменитые «Консервные банки от кэмпбелловского супа» Энди Уорхола (приложение 6), впервые выставленные в августе 1962 года, художник показал зрителям 32 картины, представив их так, как выставляли консервы в супермаркете, в ряд, на равном расстоянии друг от друга. Выставка стала осознанной провокацией, основанной не только на использовании самого обычного продукта, но на умышленном сравнении галерее и супермаркета, торговли произведениями искусства и обыкновенной торговли продуктами.[7]
В начале 1960-х кроме всего претерпело большие изменения и отношение авангарда к публике, в особенности в США. Изменения претерпела и критика. Во все времена авангард отвергал буржуазию, теперь же художники поп-арта стали на сторону среднего класса и его интересов, касательно всего нового и современного. Такое поведение вызвало проблемы у критиков, которые теперь не играли ведущей роли в признании или не признании нового искусства, утратив тем самым роль культурного «привратника» их заменили дилеры и коллекционеры, быстро переключившиеся на вновь возникшее искусство, такие коллекционеры как Лео Кастелли, Ричард Беллами, Мапта Джексон и Вирджиния Дуон действовали решительно не дожидаясь пока критики решатся признать новое искусство, так проявился совершенно новый подход к оценке художественных произведений.
Кроме вышесказанного изменился и образ самого художника, отныне он более привлекателен, благодаря своей более обширной популярности, выросшей из узких кругов элиты и в то же время его причастности к гламуру и высшему свету. В 1963 году Ларри Риверс писал: «впервые в этой стране художник – «на коне». Он не только балуется в подвале с чем-то таким, что, возможно, никто не увидит. Теперь он – в полном блеске славы». Такой образ художника – звезды сохраняется и по сей день.[8]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.