Предпосылки и общие тенденции развития поп-арта. Поп-арт как творец, страница 2

Главными принципами дадаистов стали иррациональность, полное отречение от установленных канонов, отрицание устоев общества и конечно же, разрушение стереотипов. Использование готовых изделий – вот что стало новым словом, новой философией зарождавшегося искусства. Всё то, что раньше художники старались не замечать и уж тем более не допускать в живопись (рекламы, газеты, городская архитектура) стало для первооткрывателей новых взглядов на творчество главными инструментами и вдохновителями их искусства. Наиболее ярким представителем этого направления стал, уже упоминавшийся Марсель Дюшан и его работа «Фонтан (работа Р. Мутта)» (мутт с англ. дурак) (Приложение 1).

Следующим возникло направление сюрреализма (1920-1930-е), в котором идеи дадаизма достигли своего апогея, здесь главной концепцией стало введение случайных находок в рамки сюрреалистской эстетики, т.е. использование уже имеющихся предметов в необычном контексте, придание одному и тому же предмету множества значений, составление композиции из множества предметов и объединение их единым смыслом. Одним из ярких представителей сюрреализма является Джозеф Корнелл, он всю жизнь собирал случайные предметы и, открыв для себя сюрреализм, рассортировал свою коллекцию по принципу связанных с ними ассоциаций, таким образом, не создавая своими руками (в прямом смысле) никакого предмета, а лишь наделяя экспонаты определённым контекстом, он создавал новые произведения искусства.

По мнению Ричарда Лесси именно философия сюрреализма сыграла наиболее заметную роль в формировании концепции художников поп-арта.

Так же заслуживает внимания и направление искусства, получившее название «Арт-Брют», сформировавшееся во время и в период после второй мировой войны. Основателем этого направления стал виноторговец Жан Дюбюффе, который и дал название этому течению Арт брют  (фр. Art Brut — грубое, необработанное, не огранённое искусство). Предпочтение Дюбуффе отдавал работам не мастеров, а часто душевно больных или детей,  из-за их непосредственности в творчестве. Также в основе искусства Арт Брюта стоят жестокость, примитивность, стремление к физическому уничижению жизни. Целью такого искусства стало выражение дикой бесчеловечности второй мировой войны. Так, например работа Фрэнсиса Бэкона с названием «Картина» изображающая кричащую человеческая фигура, окруженную мясными тушами, даёт возможность остро прочувствовать глубинную душевную боль и ужас, который оставила война (приложение 2).

Влияние войн, распада, катаклизмов, глобализации при учёте шаткой в последние годы, человеческой психики дали о себе знать, и вылились в абсолютно нерациональное примитивистское искусство. Зарождение поп-арта, как это ни странно, происходило в муках и криках, в криках отчаяния и боли.

2.  Зарождение

Как таковой термин обозначающий новое искусство впервые был употреблён английским художественным критиком, позже переехавшим в Нью-Йорк Лоуренсом Эллоуэйем однако сам он не признавал свою заслугу в создании термина «поп-арт» и в 1966 году он написал: «Тогда я не вкладывал в это понятие тот смысл, который оно содержит сегодня. Я использовал это слово наравне с термином «поп-культура», чтобы охарактеризовать продукты средств массовой информации, а не произведения искусства, для которых были использованы элементы этой «народной культуры». В любом случае понятие вошло в обиход между зимой 1954/55 годов и 1957». [3]