Надо сказать, что Эллоуей в этом высказывании безмерно прав, использование, по его словам, «народной культуры» и служило материалом к возникновению нового направления, ярким предвестником поп-арта также можно считать произведение Ричарда Хамильтона под названием «Что делает наши современные дома такими особенными, такими привлекательными?» (приложение 3) по своей сути это даже не картина, это коллаж и изначально он не был задуман как самостоятельное произведение, а должен был стать обложкой для каталога к выставке «This is Tomorrow» («Это завтрашний день»), проходившей в галерее Лондона Уайтчепел 1956 года. Коллаж Хамильтона демонстрирует основные составляющие промышленной поп-культуры: накаченные, словно синтетические тела мужчины и женщины, идеальную чистоту современного дома, современные технические устройства, безликую мебель, всё это продукты массового производства, безликие, но такие привлекательные. Также искусствоведы присуждают заслугу Хоннефу за внедрение термина поп-арт в искусстве, на чехле теннисной ракетки, которую носит с собой мускулистый мужчина, на красном фоне желтыми буквами написано слово «Рор», утверждение достаточно сомнительное, но внедрение самого термина уже после этой знаменитой картины никто не отрицал. Без сомнения, коллаж стоит в начале художественной революции, он акцентирует внимание на основных её средствах и как бы формулирует основные принципы и законы зародившегося направления. [4]
Следующее поколение художников, студентов Королевского художественного колледжа, среди которых Рональд Брукс Китай, Патрик Колфилд, Дэвид Хокни и Аллен Джонс также включили мотивы из популярной культуры в свои коллажи и ассамбляж, а в 1959-1962 годы стали популярны, проводя ежегодные выставки «Молодые современники». В своём новаторском творчестве они использовали городские граффити и рекламные плакаты. Незадолго до выставки, проходившей в Нью-Йорке под названием «Новые реалисты» художественный музей на территории Пасадены открыл экспозицию «Новая живопись обычных предметов», где были выставлены работы Дайна, Лихтенштейна, Уорхола и пр. Именно благодаря подобным выставкам поп-арт распространился по всей территории США и как большая волна захлестнул и Европу.
Раздел 2 Поп-арт как творец
1. Общество потребления как почва для нового искусства
Ещё в первой половине двадцатого века тенденции вкуса, стиля, моды задавала некая элита, представлявшая собой небольшое образование лучших людей мира искусства, теперь же в эпоху массовости появилась возможность каждому проявить себя, отныне каждое мнение могло быть услышано. Так и поп-арт не случайно возникает на волне развития журналистики, отныне критик мог не быть экспертом живописи, мог не разбираться в искусстве, не уметь рисовать, но он мог судить.
Право на суждение, имевшееся у каждого человека, привело, как не трудно догадаться, к обесцениванию такого права и как следствие к падению качества подобных суждений, приведших к общим формулировкам «за», «против», «нравится», «не нравится». От подобного положения дел ничего кроме как обезличивания каждого, отдельно взятого человека и, следовательно, появлению безликой массы, движимой своими потребностями ждать не приходится.
Потребитель ищет своё истинное я путём поиска того, что отличало бы его от других прокладывая себе дорогу в «персонализированных» джунглях «свободной» торговли, отчаявшихся отыскать тональный крем, который поможет выявить естественность нашего лица, или тот грим, что подчеркнет нашу глубокую чувствительность, - словом, для всех тех, кто стремится добиться отличия от других людей ради того, чтобы сделаться самим собой.[5] В итоге личность, становится призраком, блуждающим в мире товаров, чтобы обрести наиболее желанный из них, тот, который отличен от других незначительными признаками, но который позволит человеку обрести себя. Вследствие чего различия между людьми, как и различия между товарами становятся всё более и более незначительными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.