Вопрос №24: Основные уровни культурологического образования
К.О. – постоянное культурное развитие человека. Культурное пространство – то, что деятельность человека как ведущего фактора его развития. В процессе к.о. происходит восхождение человека к культуре с целью максимального развития личности и вхождения в контекст социокультурной жизни.
Выделяют три уровня к.о.: дошкольный, школьный, послешкольный (постшкольный).
Дошкольный уровень к.о.
К.о. как важный аспект культурного развития должно начинаться с рождения ребенка. Как известно, присвоение человеческого (культурного) опыта происходит в процессе социализации, который происходит параллельно с процессом индивидуализации (сохранение своей самостоятельности). Поэтому к.о. – процесс освоения ценностей культуры, преломленных сознанием ребенка и определяющих его индивидуальность. Поэтому на первом уровне к.о. важно, чтобы ребенок знакомился с народной, традиционной культурой своей родины. Наглядно-образное мышление, эмоциональная активность и отзывчивость, склонность к подражанию – все это характерно для дошкольного возраста, на это и надо опираться во время коротких занятий с дошкольниками. Богатая фантазия и двигательная активность – быстрое включение и интерес к ролевым играм. В этом возрасте – эмоциональное восприятие произведений искусства, отсюда интерес к сказочным образам, а также к образам животных и детей (то, что близко, понятно и знакомо). Но уже на этом уровне, после общения с объектом культуры необходимо его обсуждение. На этом уровне ведущим фактором к.о. является семейное воспитание (стоит отметить, что семейное воспитание – важный фактор к.о. на всех его уровнях, о чем не следует забывать учителям при общении с родителями).
Школьный уровень к.о.
Наиболее важный уровень. Выделяют три подуровня школьного к.о.: начальная школа (1-4), общая школа (5-9), средняя школа (10-11).
Начальная школа
Учимся учиться. Изучение культуры малой родины – продолжение к.о. дошкольного уровня, но с усложнениями. Дети младшего школьного возраста больше склонны к интеллектуальному мышлению, хотя также эмоционально отзывчивы, импульсивны и способны к переживанию. Если для дошкольника был важен процесс, то в начальной школе для учащегося важен результат его деятельности! Развивается ассоциативное мышление, формируется культура поведения. Учащиеся на этом уровне (желательно и дошкольникам тоже, но как получится) должны знакомиться с различными предметами культуры в их реальном виде, т.е. общение с подлинниками, а не с эталонами. На этом этапе – развивающие игры, творческие задания, проблемные ситуации. Важно развивать наблюдательность школьника и поддерживать развитие его творческих сил. Учебный предмет – культуроведение.
Основная школа
Ознакомление с фундаментальными знаниями. Изучение ХК России, по принципу – от частного к общему: изучение отдельных объектов [шедевров] отечественной культуры, на основе которых изучается культура данной эпохи (изучение МХК не желательно, хотя и возможно – важно идти последовательно!). Этот этап – становление рефлексивного мышления и системы нравственных критериев и оценок, стремление к индивидуализации и особенная чувствительность. Опора – изучение основ национальной культуры, формирование историко-культурного сознания учащегося. Повышение степени самостоятельности – индивидуальная подготовка учащихся, первые исследовательские работы, начинающиеся с простейших работ по поиску материала на данную тему.
Начальная и Основная школа - этапы формирования основ культурной грамотности учащегося.
Средняя школа
Формирование основ миропонимания, становление мировоззрения и понимание целостности мира, поэтому на этом этапе к.о. особенно важно. Появление у учащегося первого опыта самосознания как части культурной реальности, формируется нравственность как осознанная система идеалов и ценностей. Активные беседы и дискуссии, т.к. отстаиваются свои приоритеты и ценности, склонность к рациональному объяснения реальности. Этап формирования интерпретационного отношения к художественному тексту и культурному объекту. Акцент на историко-культурную оценку памятника культуры, задания по культурно-историческому анализу, соотнесению исторического процесса с изучаемым объектом. Подход от общего к частному! Доминанта – МХК! (преемственность школьного уровня к.о.).
Постшкольный уровень к.о.
К концу школьного уровня к.о. необходимо осуществить выход учащегося на уровень самообразования и самосовершенствования в к.о. Целостность процесса к.о. – человек после выхода из школы должен сохранить все качества, полученные в этой педагогической системе, в активном состоянии. Необходимо выработать потребность в культурном самосовершенствовании. Последний уровень к.о. – усовершенствование культурной компетентности, дальнейшее формирование культуры личности. Культурная образованность – фактор инкультурации. К.о. становится постоянным восхождением личности к событию с культурой. (что это значит – не спрашивайте! Это записано слово в слово с Токаря. Что он этим хотел сказать – никому не ведомо)
Наиболее логично выстроила процесс к.о. И.А. Химик («Как преподавать МХК»).
Идеально систему художественного и эстетического образования и воспитания (что можно приравнять к к.о.) в общеобразовательной школе в самом общем виде можно представить следующим образом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.