Основные уровни культурологического образования, страница 2

Первый этап (начальная школа). Ориентация на самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, пластике и т. п. В сущности, речь идет о выявлении природных задатков и способностей детей для дальнейшего их развития. Продуктивными здесь, видимо, будут любые формы синкретической деятельности детей, в ходе которой постепенно проявится предрасположенность и интерес к той или иной форме или виду художественного творчества. Ведущими направлениями работы являются методические системы, разработанные Б. М. Неменским и Д. Б. Кабалевским.

Второй этап (5—9 классы). Изучение основ языка отдельных искусств и их истории, включая его виды, которые появились в XX веке: кино, дизайн, художественная фотография и другие. Изучение различных видов искусства необходимо строить таким образом, чтобы доминировали не научные категории, а чувства и эмоции. Учить не искусству, а искусством, по выражению Б. М. Неменского. Основная задача данного этапа — формирование способности понимать мир искусства и приобщение через искусство к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества.

Третий этап (старшие классы). Изучение основ художественной культуры, познание многообразия мира, отраженного в многообразии способов художественной деятельности. Курс «Основы художественной культуры» — это по существу введение в историческое и теоретическое изучение художественной культуры. Задачей этого этапа является рассмотрение содержания и структуры художественной культуры, наиболее важных закономерностей сложного процесса развития художественной культуры, ее роли в жизни людей.

Таким образом, преподавание основ художественной культуры на постшкольном уровне необходимо сконцентрировать на двух ведущих направлениях в достижении цели обучения этому предмету: во-первых, развитие студентов средствами художественной культуры, приобщение их самих к миру художественных ценностей и, во-вторых, осознание ими значения художественной деятельности в развитии и воспитании младших школьников.

Ступень образования

Основное содержание

1

Дошкольное

Обеспечение элементарного обучения, воспитания и развития ребенка

2

Начальная школа

(1-4 классы)

Культуроведение.

В начальной школе культурологическое образование носит пропедевтический характер. Его цель – ввести ребенка в область культурологического знания, формируя целостную картину мира культуры. Основные задачи начального этапа культурологического образования:

·  осмысление культуры малой родины;

·  отношение к детству, юности, старости, отношение к окружающим;

·  создание и осмысление системы понятий (дом, подворье, усадьба, одежда, утварь, декор, композиция и др.);

·  сказка (как отражение мифологии), загадки и поговорки;

·  текст фольклорной, литературной музыка. Сказки, иллюстрации к сказкам как явление культуры, выражающее нравственную целостность этноса;

·  изучение традиционной культуры региона как этнокультурной целостности;

·  изучение мифологии как феномена отечественной культуры;

·  художественно-образный язык мифа и его отражение в пластике изобразительного искусства, в музыке и литературе;

·  формирование представления о мифе в истории культуры;

·  изучение курса «Библия в художественной культуре Руси».

3.

Основная средняя школа

(5-9 классы)

Курсы «История художественной культуры России», «Истории художественной культуры» и «Художественная культура ХХ века».

Историко-культурная дисциплина «История художественной культуры России» является основой содержания культурологического образования в основной средней школе. Цель курса — формирование системы ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления сущности и закономерностей исторического развития отечественной художественной культуры в контексте мировой. Основные задачи обучения культурологии в основной общей школе:

  • создать у ребенка ощущение культуры, того, что он часть культуры,
  • способствовать осознанию фактов культуры;
  • охарактеризовать отечественную культуру на ее различных этапах.

Принцип интегрированного изучения в курсе «Истории художественной культуры»:

  • единство теоретико-методологического, историко-культурного и художественно-практического аспектов содержания каждого раздела курса: истории художественной культуры древнего Мира, Средних веков, Возрождения. Преподавание истории художественной культуры ХV века, эпохи Просвещения, Романтизма и Позитивизма, модернизма и постмодернизма.

Освоение явлений региональной, отечественной и мировой художественной культуры в процессе изучения «Художественной культуры ХХ века».

4.

Полная средняя школа

(10-11 классы)

«Мировая художественная культура»

Курс «Мировая художественная культура» становится учебной дисциплиной в системе непрерывного образования. Цель курса — формирование готовности и способности к самостоятельному анализу, освоению и интерпретации текстов культуры, оценке явлений культуры и формирования собственной системы ценностей. Основные задачи:

·  основным становится изучение культурологии: теоретической и исторической. сравнение различных культур (значение древнегреческой культуры для современной).

·  формирование сознания, осмысление себя в системе культуры, в соотношении с другими субъектами.