Первый этап (начальная школа). Ориентация на самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, пластике и т. п. В сущности, речь идет о выявлении природных задатков и способностей детей для дальнейшего их развития. Продуктивными здесь, видимо, будут любые формы синкретической деятельности детей, в ходе которой постепенно проявится предрасположенность и интерес к той или иной форме или виду художественного творчества. Ведущими направлениями работы являются методические системы, разработанные Б. М. Неменским и Д. Б. Кабалевским.
Второй этап (5—9 классы). Изучение основ языка отдельных искусств и их истории, включая его виды, которые появились в XX веке: кино, дизайн, художественная фотография и другие. Изучение различных видов искусства необходимо строить таким образом, чтобы доминировали не научные категории, а чувства и эмоции. Учить не искусству, а искусством, по выражению Б. М. Неменского. Основная задача данного этапа — формирование способности понимать мир искусства и приобщение через искусство к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества.
Третий этап (старшие классы). Изучение основ художественной культуры, познание многообразия мира, отраженного в многообразии способов художественной деятельности. Курс «Основы художественной культуры» — это по существу введение в историческое и теоретическое изучение художественной культуры. Задачей этого этапа является рассмотрение содержания и структуры художественной культуры, наиболее важных закономерностей сложного процесса развития художественной культуры, ее роли в жизни людей.
Таким образом, преподавание основ художественной культуры на постшкольном уровне необходимо сконцентрировать на двух ведущих направлениях в достижении цели обучения этому предмету: во-первых, развитие студентов средствами художественной культуры, приобщение их самих к миру художественных ценностей и, во-вторых, осознание ими значения художественной деятельности в развитии и воспитании младших школьников.
Ступень образования |
Основное содержание |
|
1 |
Дошкольное |
Обеспечение элементарного обучения, воспитания и развития ребенка |
2 |
Начальная школа (1-4 классы) Культуроведение. |
В начальной школе культурологическое образование носит пропедевтический характер. Его цель – ввести ребенка в область культурологического знания, формируя целостную картину мира культуры. Основные задачи начального этапа культурологического образования: · осмысление культуры малой родины; · отношение к детству, юности, старости, отношение к окружающим; · создание и осмысление системы понятий (дом, подворье, усадьба, одежда, утварь, декор, композиция и др.); · сказка (как отражение мифологии), загадки и поговорки; · текст фольклорной, литературной музыка. Сказки, иллюстрации к сказкам как явление культуры, выражающее нравственную целостность этноса; · изучение традиционной культуры региона как этнокультурной целостности; · изучение мифологии как феномена отечественной культуры; · художественно-образный язык мифа и его отражение в пластике изобразительного искусства, в музыке и литературе; · формирование представления о мифе в истории культуры; · изучение курса «Библия в художественной культуре Руси». |
3. |
Основная средняя школа (5-9 классы) Курсы «История художественной культуры России», «Истории художественной культуры» и «Художественная культура ХХ века». |
Историко-культурная дисциплина «История художественной культуры России» является основой содержания культурологического образования в основной средней школе. Цель курса — формирование системы ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления сущности и закономерностей исторического развития отечественной художественной культуры в контексте мировой. Основные задачи обучения культурологии в основной общей школе:
Принцип интегрированного изучения в курсе «Истории художественной культуры»:
Освоение явлений региональной, отечественной и мировой художественной культуры в процессе изучения «Художественной культуры ХХ века». |
4. |
Полная средняя школа (10-11 классы) «Мировая художественная культура» |
Курс «Мировая художественная культура» становится учебной дисциплиной в системе непрерывного образования. Цель курса — формирование готовности и способности к самостоятельному анализу, освоению и интерпретации текстов культуры, оценке явлений культуры и формирования собственной системы ценностей. Основные задачи: · основным становится изучение культурологии: теоретической и исторической. сравнение различных культур (значение древнегреческой культуры для современной). · формирование сознания, осмысление себя в системе культуры, в соотношении с другими субъектами. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.