включенности его в многообразные виды деятельности, в ходе которых происходит развитие различных способностей, умений и свойств личности. Но это лишь одна сторона, в большей степени количественная. Вторая сторона – качественная, то есть требования к тому, каков должен быть характер участия самого ребенка в этих разнообразных видах деятельности. Развитие личности в полной мере происходит лишь в том случае, если характер участия ребенка во всех видах деятельности активный, творческий, осознанный. Становление личности в процессе художественной деятельности не может осуществляться только извне, управляться педагогом при пассивном согласии его питомцев, этот процесс должен вывести учащихся на уровень саморазвития
Понятие «художественная деятельность» нередко сводится в психолого-педагогической литературе к рисованию, прослушиванию музыки, но это не художественная деятельность, а скорее деятельность художественно-творческая, а художественная деятельность - это процесс формирования грамотного читателя, слушателя и т.д. Основа художественной деятельности – восприятие художественной культуры (конкретных произведений). Но на уроке, такая деятельность не может восприниматься полноценно, т.к. учащиеся имеют дело лишь с репродукциями, копиями. А => это лишь подготовка к подлинной художественной деятельности, которая происходит в музеях, в театре, в кино, на экскурсии, т.е. при непосредственном «общении» с произведением искусства. ( Этот обзац практически дословное цитирование Токарева).
Процесс формирования полноценной, осознанной художественно-творческой деятельности предполагает выбор содержания, которым ребенок должен овладеть в ходе каждого конкретного этапа обучения, а также выбор форм обучения, определение методов и приемов педагогического воздействия, обеспечивающих развитие ребенка. Содержание, формы, методы и приемы обучения мировой художественной культуры качественно различаются на определенных возрастных этапах, каждый возраст имеет свои особенности и ограничения в развитии художественных способностей.
Деятельность учащихся на уроках мировой художественной культуры имеет свои сущностные особенности, которые обусловливают ее художественный характер и должны непременно учитываться при построении системы обучения:
1. Деятельность учащихся на уроках предполагает единство решаемых в ее ходе учебно-познавательных и художественно-образных, творческих задач, причем их соотношение от занятия к занятию может варьироваться довольно значительно.
2. Художественная деятельность носит наглядный, характер, что не может не сказываться на характере преподавания, которое также опирается на наглядные методы в гораздо большей степени, чем на словесные.
3. Художественно-творческая деятельность связана с решением образных задач и основана на единстве эмоционально-чувственного и рационально-логического начал.
4. Художественная деятельность опирается на весь жизненный опыт ребенка, весь запас зрительных образов и представлений, чем они ярче и разнообразнее, тем выше ее результат.
Роль художественной деятельности осознается по-новому в современной теории и практике художественного воспитания в свете современных личностноориентированных тенденций, связанных с выходом на первый план ценности личностного развития и самореализации. В художественной деятельности слиты воедино и познание, и преобразование, и система ценностей, и коммуникативная сторона. Овладевая практическими умениями в области мировой художественной культуры, ребенок постигает ее символику и ценности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.