Невзирая на все внешние разделения современного христианства, мы, лютеране, веруем, что существует только одна церковь на небесах и на земле. Св. Павел замечательно описывает это единство церкви в Послании к Ефесянам: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех и во всех нас» (Еф. 4:4-6). Мы присоединяемся к христианам всех времен, исповедуя в Никейском символе веры (381 г. н. э.), что мы «веруем в единую святую христианскую и апостольскую церковь». Эта единая церковь, по словам Аугсбургского исповедания, — «собрание святых, в котором верно преподается Евангелие и правильно отправляются Таинства» (VII, 1). Это «истинное духовное единство» церкви, как называет его Меланхтон в своих комментариях к этому отрывку (Ап АИ VII и VIII, 30, 31), не ограничено пространством и временем. Оно связывает всех верующих во Христа, где бы они ни находились, общением, «которое пребудет вовеки» (Аугсбургское исповедание VIII, 1).
Однако, несмотря на реальное духовное единство церкви, внешнего единства церкви нет. Еще в Новом Завете Иисус предупреждал Своих учеников о тех, кто «прельстит многих» своими лжеучениями (Мф. 24:5). Св. Павел в своих посланиях предостерегает о «лжеапостолах, лукавых делателях, принимающих вид Апостолов Христовых» (2 Кор. 11:13). Он же предупреждает о разделениях и раскольничестве (1 Кор. 1:11-12), вразумляя коринфян, «чтобы вы все говорили оно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Сохраняя верность Св. Писанию в вопросе о единстве церкви и единстве внутри церкви, вероисповедные книги лютеранства утверждают, что для достижения единства внутри церкви нужно исповедовать истину и обличать заблуждения. Авторы Формулы Согласия пишут: «Для полного, окончательного единства в Церкви более всего необходимо, чтобы мы имели исчерпывающее и единодушно одобренное краткое изложение и образец [норму], в которых из Слова Божьего выносится сведенная к краткой форме общая доктрина, исповедуемая истинными христианскими церквями» (ФС ДИ, «О всеобъемлющей сути…», 1).
Именно этого понимания духовного единства церкви и внешнего единства в церкви придерживается ЛЦМС в отношениях с другими лютеранами и другими христианскими церквями. С одной стороны, мы считаем, что разделения внутри христианства — это следствие человеческой греховности, противное Божьей воле. Поэтому в числе своих первых задач ЛЦМС ставит «работу, проводимую официальными органами церкви, по развитию контактов с другими христианскими церквями» и обеспечение совместной защиты от раскольничества и сектантства (Устав ЛЦМС, статья III, 1). Миссурийский синод принимал участие во всех проводившихся до сих пор в США двусторонних лютеранских диалогах, начиная с диалога между лютеранами и римокатоликами в 1965 г. и включая официальные собеседования с православными церквями, реформатскими церквями, англиканами, методистами, баптистами и консервативными евангелическими христианами.
С другой стороны, лютеране ЛЦМС считают, что путь к внешнему единству в церкви лежит через объективное признание разногласий в вероучении и попытку их разрешения. Игнорирование разногласий или их замалчивание не является решением проблемы. Мы считаем, что, согласно Св. Писанию, внешнее единство церкви — это вопрос правильного исповедания Евангелия Иисуса Христа. Поэтому мы утверждаем, что евхаристическое общение или слияние церквей, между которыми имеются расхождения в вероучении, противно Божьей воле. По этой причине представители ЛЦМС на третьем раунде переговоров между лютеранами и епископальной церковью в США, а также на переговорах с реформатскими церквями не присоединились к представителям ЕЛЦА, рекомендовавшим полное общение алтаря и кафедры с этими церквями. Мы считаем, что подлинное единство исповедания христианской веры существует только тогда, когда есть согласие в исповедании Евангелия Иисуса Христа по всем пунктам.
Таким образом, Лютеранская церковь — Миссурийский синод верует, учит и исповедует, что спасение — только во Христе и обретается человеком только по Божьей благодати, только через веру и только на основании Св. Писания. Нести эту весть миру — миссия церкви и цель ее существования.
[1] Перевод по латинскому тексту Ап АИ. (Прим. перев.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.