Представляем Лютеранскую церковь — Миссурийский синод, страница 6

Однако мы также не согласны с теми, кто отвечает на вопрос, «почему одни спасаются, а другие — нет», полагая, что одни люди делают или имеют в себе что-то, чего не делают или не имеют другие люди, словно в конечном счете спасение зависит от того, захотим ли мы сами, своим волевым решением, быть христианами, придем ли мы сами, своим умом, к пониманию того, что спасение — во Христе. Иными словами — не посодействуем ли мы Богу в деле своего обращения? Писание учит, что все люди по природе «мертвы по преступлениям и грехам» (Еф. 2:1) и совершенно неспособны каким-либо образом содействовать своему обращению или спасению. Поэтому, когда грешники начинают веровать во Христа — это результат действия в них силы Божьей. Если же они продолжают отвергать Евангелие, виноваты в этом они сами. Это не уклонение от прямого ответа, а всего лишь строгое повторение того, что само Священное Писание говорит относительно доктрины об избрании. Здесь мы переходим к последнему sola — «только Писание».

Только Писание

Лютеранский принцип, что спасение дается только по благодати и только через веру, неотделим от принципа: «только на основе Писания». Именно благодаря чтению Писания Лютер заново открыл понятие оправдания по благодати через веру.

Вместе со своими современниками Лютер считал, что Библия — это Слово Божье, в ней нет ошибок, погрешностей, неправды, она не может ввести нас в заблуждение. Но в отличие от своих оппонентов в римско-католической церкви, Лютер отвергал утверждение, что для правильного истолкования Библии необходимо непогрешимое учительство церкви. Только Писание непогрешимо, — говорил Лютер. Земная церковь и ее соборы, а также ее учителя, могут ошибаться и ошибаются. Но Писания, — говорит Лютер, — «не солгут вам» (БК V, 76).

Признавая и глубоко ценя кафоличность христианской церкви, лютеране Миссурийского синода считают, что только Писание (а не Писание и предание, или Писание и церковь, или Писание и человеческий разум, или Писание и опыт) может определять, что такое Евангелие.

Однако мы также считаем, что без веры в Иисуса Христа человек не может обрести уверенность в правдивости и достоверности Библии. Христиане верят Писанию, потому что сначала они уверовали в Иисуса Христа. Объект веры — Христос, а не Библия. Мы считаем, что изменение этого порядка противоречит тезису «только Писание» и приводит к рационалистическому фундаментализму, будто бы основанием для веры в Евангелие могут служить какие-либо доказательства правдивости и достоверности Библии (обломок Ноева ковчега и т. п.) Без веры во Христа Библия остается непонятной книгой, потому что Он — ее истинное содержание. Но когда грешники начинают веровать во Христа, Он отсылает их к Писаниям пророков и апостолов как к единственному авторитетному источнику всех мнений церкви, ее учения и исповедания.

Мы считаем, что ключом к правильному пониманию Писания является точное разграничение между Законом и Евангелием. «Различия между Законом и Евангелием» — самая известная книга К. Ф. В. Вальтера. Закон говорит о том, что требует Бог от грешников, если они хотят спастись. Евангелие раскрывает, что уже сделал Бог для нашего спасения. Главная задача Закона — показать нам наш грех и необходимость Спасителя. Евангелие предлагает дар Божьего спасения в Иисусе Христе. Всю Библию можно разделить на эти два главных учения. Именно благодаря правильному разграничению Закона и Евангелия сохраняется чистота Евангелия и объединяются три sola — «только благодать», «только вера» и «только Писание».

Различия между лютеранскими церквями возникают в основном по вопросу сущности и смысла третьего sola. Несмотря на то, что все лютеранские церкви заявляют о верности принципу «только Писание», мы не все совпадаем в том, как этот принцип реализуется на практике. Лютеранская церковь — Миссурийский синод считает, что принцип «только Писание» искажается, если отрицается непогрешимость Библии, что в свою очередь угрожает незыблемости принципов «только благодать» и «только вера». ЕЛЦА, например, соглашаясь с принципом «только Писание», применяет при изучении Библии метод исторической критики и считает, что Св. Писание не всегда безошибочно в вопросах истории и естественных наук. Такой взгляд на Библию стал источником других расхождений с ЛЦМС, например, в вопросе об ординации женщин на пасторское служение и в понимании основ общения между церквями.