Представляем Лютеранскую церковь — Миссурийский синод, страница 3

Лютер и другие авторы вероисповедных документов лютеранства не имели намерения быть новаторами в вероучении. Мы, лютеране, учим и верим в то, чему учит само Священное Писание и во что верили христиане во все времена. Поэтому мы считаем себя «кафолической» («католической»), то есть «вселенской» церковью. В то же время мы всегда говорили, что являемся евангелической церковью (в некоторых странах лютеранская церковь до сих пор называется просто евангелической), поскольку Евангелие — Благая Весть о смерти Иисуса Христа за грехи мира и о Его воскресении — это ядро всей нашей веры и учения. Поэтому мы, лютеране, с полным правом можем называться евангелическими католиками. Мы признаём тринитарные и христологические определения IV и V веков и веруем, что грешники оправдываются (объявляются праведными) перед Богом Творцом только по благодати (sola gratia), только через веру (sola fide) и только на основании Св. Писания (sola Scriptura). Эти три «реформационные sola» кратко выражают то, во что верят, чему учит и что исповедует Лютеранская церковь — Миссурийский синод.

Только благодать

Основой наших воззрений является убеждение, что спасение — это дар Божьей благодати (незаслуженной милости) ради Христа. «С момента грехопадения Адама все люди, зачатые естественным образом, рождены во грехе» (АИ II, 1), — исповедовали лютеране перед императором Карлом V в Аугсбурге в 1530 г. Эта «врожденная болезнь и унаследованный грех» делает абсолютно невозможным для человека заслужить прощение. Если бы спасение зависело от каких-либо усилий человека, ни у кого из людей не было бы никакой надежды. Но Бог прощает наши грехи, — говорит Лютер в Большом катехизисе (1529), — «просто так, даром и безусловно, исключительно по благодати Своей» (БК III, 96).

Основание Божией благодати, которая одна дает надежду грешникам, — это жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа. Мы веруем, — сказал Лютер в своем пояснении ко второму артикулу Апостольского символа веры, — что «Иисус Христос, истинный Бог, порожденный Отцом прежде всех времен (предвечно), а также истинный Человек, рожденный от Девы Марии, есть мой Господь, Который искупил меня, погибшего и осужденного человека... не золотом или серебром, но Своей святой, драгоценной Кровью и Своим неповинным страданием и смертью» (КК II, 4).

Мы веруем, что, согласно Писанию, Божья благодать во Христе Иисусе имеет всеобщий характер, охватывая всех людей во все времена и повсеместно. Нет такого греха, за который бы не умер Христос. Формула Согласия (1577 г.) гласит: «Мы должны всеми путями стойко и прочно держаться того, что как проповедь покаяния, так и обетование Евангелия является universalis (всеобщим, вселенским) — то есть имеет отношение ко всем людям (Лк. 24:47)... Христос взял на Себя грех МИРА (см. Ин. 1:29)» (ФС ДИ XI, 28). Поэтому у грешника не должно возникать вопроса, за все ли его грехи умер Христос.

Только вера

Несмотря на то, что Божья благодать имеет всеобщий характер и охватывает всех людей, мы веруем в соответствии с Писанием, что благодать усваивается грешником только через веру. Здесь Лютер решительно разошелся с пониманием доктрины об оправдании, которое превалировало в римско-католической церкви в средние века.

За тысячу лет до начала Реформации св. Августин (354-430) боролся с заблуждениями монаха по имени Пелагий. Пелагий учил, что грешники могут внести свою лепту в спасение помимо Божьей благодати во Христе. Опираясь на Послание ап. Павла к Римлянам, Августин утверждал, что грехопадение Адама настолько исказило человеческую природу, что человеческая воля была полностью развращена и порабощена плоти. И все же Августин считал, что грешники, после обращения и наполнения обновляющей благодатью посредством крещения, начинают излечиваться и даже получают от Божьей благодати способность совершать добрые дела, которые добры сами по себе.