Представляем Лютеранскую церковь — Миссурийский синод, страница 4

Августиново понимание оправдания по благодати, позднее отвергнутое Лютером, тем не менее очень помогло ему в начале его деятельности, когда он боролся с наиболее явным искажением христианского учения той эпохи — теорией о приобретении праведности добрыми делами, в частности куплей и продажей индульгенций. Но как он ни старался, сердце не давало ему покоя. Несмотря на все искренние усилия быть добродетельным человеком, Лютер не мог найти в себе ту чистую любовь, на которую, по мнению Августина, способен христианин после обращения. Спустя годы, которые он бился над этим вопросом, Лютер в конце концов обнаружил, что Писания учат, что грешники спасаются «только верой». Только Божья благодать дает человеку спасение и только в том случае, если он принимает это на веру.

От Августина Лютер узнал, то только Божья благодать может его спасти. Но повторное открытие Лютером Евангелия во всей его полноте произошло, когда он понял, что ему не надо ничего делать, чтобы обрести спасительную Божью благодать. Она не нуждается в том, чтобы человек ее «заслужил». Филипп Меланхтон, коллега Лютера по Виттенбергскому университету, пишет в Аугсбургском исповедании: «Наши церкви учат, что люди не могут оправдаться пред Богом собственными силами, заслугами или делами, но они оправдываются даром ради Христа, верой, когда они веруют, что принимаются с благосклонностью и что их грехи прощены ради Христа, Который Своей смертью искупил наши грехи. Эту веру Бог вменяет нам в праведность перед Ним (о чем сказано в Рим. 3 и 4)» (АИ IV, 1-3).

Тезис «спасение только через веру» пронизывает всё, во что мы, лютеране, верим и чему учим. Например, мы верим, что обращение грешников — это дар Божий, а не результат каких-либо человеческих усилий. Поэтому лютеране исповедуют в пояснении Лютера к третьему артикулу Апостольского символа веры: «Я верую, что не могу по собственному разумению, или своими силами уверовать в Иисуса Христа, моего Господа, или придти к Нему. Но Святой Дух призвал меня через Евангелие» (КК II, 6).

Лютеране отнюдь не являются противниками разума — мы благодарим Бога за способность мыслить. Благодаря разуму мы способны понимать то, во что верим, объяснять свои взгляды и защищать их. Однако мы отвергаем мнение, что истины христианства можно считать достоверными, если они подтверждаются научными данными или доказуемы доводами рассудка. Также мы считаем, что в жизни христианина важное место занимают чувства, эмоции. Однако мы решительно не согласны, что основой уверенности в спасении служат эмоциональные переживания человека в момент обращения или после него, или «харизматические дары». Мы верим в учение Писания о том, что единственным объектом спасительной веры является распятый за нас и воскресший Иисус Христос и что христианин может сказать «верую» только благодаря чудотворной силе Бога-Духа Святого. Вера не является действием человека. Вера — Божий дар.

Тезис «только через веру» подразумевает, что Дух Святой дарует веру только посредством проповеди Евангелия — в Слове и в Таинствах. Поэтому одно из центральных мест в лютеранской теологии занимает провозглашение евангельского Слова в публичной проповеди. Приходы ЛЦМС — это приходы проповедующие. Однако наряду с проповедью, мы также совершаем таинства, потому что таинства — крещение и причащение — это Евангелие в зримой форме.