ченный для этого крановщик. Чтобы исключить возможность управления грузоподъемным краном другими лицами, используют индивидуальный ключ-марку, включаемый в кабине крана в цепь его питания; кран может работать только при установке ключа на место. Ключ-марка хранится у мастера цеха и выдается только крановщику.
Кабины управления грузоподъемными кранами должны отвечать требованиям физиологии и психологии труда и защиты работающего от производственных вредностей.
Кабину управления размещают так, чтобы крановщик при работе мог видеть грузовой крюк и рабочую зону, имел возможность оценить положение переносимого груза, а также чтобы мертвый угол зрения был возможно меньше.
Расположение кабины в конце моста крана имеет то преимущество, что пространственное наблюдение оказывается лучшим. При пролете до 30 м при наличии в нем двух или нескольких кранов предпочтительнее боковое расположение кабины управления. Если необходимо центральное расположение кабины, ее размещение должно обеспечивать встречное видение кабины соседнего крана.
Кабина должна быть минимально необходимого объема, высотой 2 м или немного более;,размеры кабины должны обеспечивать удобное размещение рабочего места и оборудования.
В горячих цехах кабины кранов оборудуют кондиционирующими установками и теплоизолируют.
Для защиты крановщика от неблагоприятных воздействий (внутри помещений — от жары, пыли и т. д., снаружи—от атмосферных осадков, ветра и неблагоприятной температуры) кабину управления герметизируют. ' Однако при закрытой кабине ухудшается обзор. Крановщик может быстро и безопасно работать, когда он беспрепятственно обозревает всю рабочую зону во всех направлениях; поэтому площадь остекления кабины должна быть возможно большей. Нижнее смотровое окно устраивают наклонно, чтобы луч зрения крановщика был перпендикулярен плоскости окна.
Пол кабины делают гладким, свободным от электрических и других проводок.
Управление внутренним освещением кабины, внешними прожекторами, отоплением, вентиляцией и сигналами должно быть легко доступным.
Вход в кабину устраивают через раздвижную или шарнирную дверь с задней стороны кабины или через лаз вверху кабины.
9)
Рабочее место приспосабливают так, чтобы оператор меньше утомлялся, имел возможность работать сидя или стоя (по желанию) и принимать правильную, без напряжения, рабочую позу.
Кресло со спинкой должно создавать максимальное удобство при любом росте и телосложении оператора. Подлокотники оборудуют регулируемыми по высоте съемными опорами. Кресло должно быть смонтировано таким образом, чтобы оператор, сидя в нем, мог менять положение тела — принимать прямую и свободную позу, скрестить ноги и т. п. Кресло устанавливают около стенки кабины ближе к грузовому крюку, чтобы крановщик мог смотреть через боковое стекло, не наклоняясь в сторону, и прочно прикрепляют к полу. Сиденье должно быть достаточно мягким (для амортизации толчков). Подлокотники также должны" быть мягкими.
Форма сиденья определяет положение туловища и тем самым влияет на утомляемость крановщика. Поэтому конструкция кресла должна соответствовать естественному положению туловища. В положении сидя не должна создаваться принужденная напряженная поза. Вместе с тем крановщик должен чувствовать себя в кресле устойчиво; не должно возникать ощущение “плавания”. Высота сиденья может регулироваться.
Для снижения утомляемости рычаги и педали управления располагают так, чтобы оператор мог пользоваться ими сидя или стоя (по желанию). Для управления сидя необходимо высокое сидение с подставкой для ног, а рычаги управления должны располагаться на высоте, необходимой для работы стоя. Рычаги можно разместить и для управления сидя, но при этом должна быть обеспечена возможность, открыв люк в полу, работать стоя в нем.
Управляющие устройства должны быть прочно укреплены и размещены так, чтобы крановщик мог управлять краном, не глядя на рычаги, и сосредоточить внимание на проводимой операции. Этому способствует стандартное размещение и четкое обозначение устройств управления.
Требования к устройству кабин управления грузоподъемными кранами в равной мере относятся к пультам управления производственным оборудованием.
Для безопасной транспортировки грузов важное значение имеет правильная строповка—способ обвязки, крепления и захвата грузов. К работам по строповке допускается только аттестованный персонал, знающий оборудование, приспособления и меры предотвращения аварий. Работы производят по чертежам. Устанавливают место, порядок и габариты укладки грузов.
При транспортировке грузов кранами применяют громкоговорящую связь или знаковую сигнализацию (руками)—обмен условными сигналами между стропальщиком (зацепщиком) и крановщиком (машинистом).
5.10. ИСПЫТАНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ УСТРОЙСТВ
Грузоподъемные устройства проходят ряд регламентированных испытаний.
Все краны подвергаются администрацией предприятия техническому освидетельствованию. Его проводят перед вводом в эксплуатацию периодически (не реже одного раза в месяц), после монтажа, переустройства и капитального ремонта. При каждом освидетельствовании кран проходит сначала статические, а затем динамические испытания.
Цель статического испытания — проверка прочности металлических конструкций и механизмов крана (а для стреловых кранов—и устойчивости против опрокидывания). Для статического испытания кран устанавливают над опорами (колоннами), подкрановых- путей, а его тележку—посредине моста. Груз массой больше грузоподъемности крана на 10% (при освидетельствованиях периодических или после ремонта) либо на 25% (при вводе в эксплуатацию после изготовления или капитального ремонта) поднимается захватным устройством на высоту 100 мм и удерживается на ней в течение 10 мин. Затем определяют величину деформации ферм крана. Остаточная деформация не допускается. Упругая деформация не должна превышать лимитируемую правилами величину.
Кран, выдержавший статическое испытание, подвергают динамическому испытанию нагрузкой, которая на 10% больше грузоподъемности крана. Проверку действия механизмов, их тормозов и концевых выключателей производят путем подъема и опускания груза и раздельного перемещения крана и его тележки.
При обнаружении опасных дефектов кран к работе не допускается.
Находящиеся в работе стальные канаты бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната. Цепи испытывают на разрыв нагрузкой, вдвое превышающей номинальную грузоподъемность. Грузо-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.