Безопасность машинного оборудования. Испытания грузоподъемных устройств, страница 5

ченный для этого крановщик. Чтобы исключить возмож­ность управления грузоподъемным краном другими ли­цами, используют индивидуальный ключ-марку, включа­емый в кабине крана в цепь его питания; кран может работать только при установке ключа на место. Ключ-марка хранится у мастера цеха и выдается только кра­новщику.

Кабины управления грузоподъемными кранами дол­жны отвечать требованиям физиологии и психологии тру­да и защиты работающего от производственных вредно­стей.

Кабину управления размещают так, чтобы крановщик при ра­боте мог видеть грузовой крюк и рабочую зону, имел возможность оценить положение переносимого груза, а также чтобы мертвый угол зрения был возможно меньше.

Расположение кабины в конце моста крана имеет то преиму­щество, что пространственное наблюдение оказывается лучшим. При пролете до 30 м при наличии в нем двух или нескольких кранов предпочтительнее боковое расположение кабины управления. Если необходимо центральное расположение кабины, ее размещение дол­жно обеспечивать встречное видение кабины соседнего крана.

Кабина должна быть минимально необходимого объема, высо­той 2 м или немного более;,размеры кабины должны обеспечивать удобное размещение рабочего места и оборудования.

В горячих цехах кабины кранов оборудуют кондицио­нирующими установками и теплоизолируют.

Для защиты крановщика от неблагоприятных воздей­ствий (внутри помещений — от жары, пыли и т. д., сна­ружи—от атмосферных осадков, ветра и неблагоприят­ной температуры) кабину управления герметизируют. ' Однако при закрытой кабине ухудшается обзор. Кранов­щик может быстро и безопасно работать, когда он бес­препятственно обозревает всю рабочую зону во всех на­правлениях; поэтому площадь остекления кабины дол­жна быть возможно большей. Нижнее смотровое окно устраивают наклонно, чтобы луч зрения крановщика был перпендикулярен плоскости окна.

Пол кабины делают гладким, свободным от электри­ческих и других проводок.

Управление внутренним освещением кабины, внеш­ними прожекторами, отоплением, вентиляцией и сигнала­ми должно быть легко доступным.

Вход в кабину устраивают через раздвижную или шарнирную дверь с задней стороны кабины или через лаз вверху кабины.

9)

Рабочее место приспосабливают так, чтобы оператор меньше утомлялся, имел возможность работать сидя или стоя (по желанию) и принимать правильную, без напря­жения, рабочую позу.

Кресло со спинкой должно создавать максимальное удобство при любом росте и телосложении оператора. Подлокотники обору­дуют регулируемыми по высоте съемными опорами. Кресло должно быть смонтировано таким образом, чтобы оператор, сидя в нем, мог менять положение тела — принимать прямую и свободную позу, скрестить ноги и т. п. Кресло устанавливают около стенки кабины ближе к грузовому крюку, чтобы крановщик мог смотреть через бо­ковое стекло, не наклоняясь в сторону, и прочно прикрепляют к полу. Сиденье должно быть достаточно мягким (для амортизации толчков). Подлокотники также должны" быть мягкими.

Форма сиденья определяет положение туловища и тем самым влияет на утомляемость крановщика. Поэтому конструкция кресла должна соответствовать естественному положению туловища. В по­ложении сидя не должна создаваться принужденная напряженная поза. Вместе с тем крановщик должен чувствовать себя в кресле устойчиво; не должно возникать ощущение “плавания”. Высота сиденья может регулироваться.

Для снижения утомляемости рычаги и педали управ­ления располагают так, чтобы оператор мог пользовать­ся ими сидя или стоя (по желанию). Для управления си­дя необходимо высокое сидение с подставкой для ног, а рычаги управления должны располагаться на высоте, необходимой для работы стоя. Рычаги можно разместить и для управления сидя, но при этом должна быть обес­печена возможность, открыв люк в полу, работать стоя в нем.

Управляющие устройства должны быть прочно ук­реплены и размещены так, чтобы крановщик мог управ­лять краном, не глядя на рычаги, и сосредоточить вни­мание на проводимой операции. Этому способствует стандартное размещение и четкое обозначение устройств управления.

Требования к устройству кабин управления грузо­подъемными кранами в равной мере относятся к пуль­там управления производственным оборудованием.

Для безопасной транспортировки грузов важное зна­чение имеет правильная строповка—способ обвязки, крепления и захвата грузов. К работам по строповке до­пускается только аттестованный персонал, знающий обо­рудование, приспособления и меры предотвращения ава­рий. Работы производят по чертежам. Устанавливают место, порядок и габариты укладки грузов.


При транспортировке грузов кранами применяют громкоговорящую связь или знаковую сигнализацию (ру­ками)—обмен условными сигналами между стропаль­щиком (зацепщиком) и крановщиком (машинистом).

5.10. ИСПЫТАНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ УСТРОЙСТВ

Грузоподъемные устройства проходят ряд регламен­тированных испытаний.

Все краны подвергаются администрацией предприя­тия техническому освидетельствованию. Его проводят перед вводом в эксплуатацию периодически (не реже од­ного раза в месяц), после монтажа, переустройства и ка­питального ремонта. При каждом освидетельствовании кран проходит сначала статические, а затем динамичес­кие испытания.

Цель статического испытания — проверка прочности металлических конструкций и механизмов крана (а для стреловых кранов—и устойчивости против опрокидыва­ния). Для статического испытания кран устанавливают над опорами (колоннами), подкрановых- путей, а его те­лежку—посредине моста. Груз массой больше грузо­подъемности крана на 10% (при освидетельствованиях периодических или после ремонта) либо на 25% (при вводе в эксплуатацию после изготовления или капиталь­ного ремонта) поднимается захватным устройством на высоту 100 мм и удерживается на ней в течение 10 мин. Затем определяют величину деформации ферм крана. Остаточная деформация не допускается. Упругая дефор­мация не должна превышать лимитируемую правила­ми величину.

Кран, выдержавший статическое испытание, подвер­гают динамическому испытанию нагрузкой, которая на 10% больше грузоподъемности крана. Проверку дейст­вия механизмов, их тормозов и концевых выключателей производят путем подъема и опускания груза и раздель­ного перемещения крана и его тележки.

При обнаружении опасных дефектов кран к работе не допускается.

Находящиеся в работе стальные канаты бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната. Цепи испытывают на разрыв нагрузкой, вдвое превышающей номинальную грузоподъемность. Грузо-