ся удару или смятию. Даже медленно движущийся вал может захватить концы одежды или' волосы, вовлечь руку, плечо или голову в опасную зону.
Втягивающая сторона прокатных станов, вальцов, питающих и транспортирующих систем, передаточных
Рис. 5.5. Опасные зоны механизмов (указаны жирной стрелкой):
/ — передаточная цепь с зубчаткой; 2 — ременная передача;
Д—зубчатая рейка; 4— валки; 5—зубчатка; 6— конец конвейера; 7—токарный станок; Я—сверло; Д—абразивный круг; 10—циркулярная пила; 11—ленточная пила; /г—фрезерный станок; 13 — поперечно-строгальный станок; /4—штамповка; 15 — пробивание отверстий; /в—загибка
3)
цепей и зубчаток, ремней и шкивов, зубчатых реек, шестеренчатых приводов, концов ленточных конвейеров и т. д. — все это опасные захватывающие зоны.
В металлообрабатывающих станках производится режущее действие с удалением части обрабатываемого Материала в виде стружки. Зона резания является опасной. В прессах, ножницах и других подобных механизмах осуществляется штампующее, пробивающее, срезающее, изгибающее действие без удаления стружки;
и здесь рабочая зона является опасной.
5.8.3. Ограждающие устройства
Надежное ограждение не только обеспечивает безопасность оператора, но и позволяет увеличить скорость выполнения отдельных операций, повысить производительность труда. В нужных случаях ограждение может быть использовано для усиления конструкции машины, отсоса вредных газов или пыли от рабочих частей ее, смазки и других целей.
Ограждение должно быть достаточно долговечным, прочным, стойким по отношению к механическим воздействиям (износу, удару), коррозионно- и огнестойким, не затруднять выполнение рабочих операций. Ограждение ни в коем случае не должно иметь защемляющих щелей, режущих кромок, острых углов и т. п.
Ограждение машины может быть полным или частичным, когда ограждена только опасная зона машины или выступающие элементы вращающихся частей оборудования и механизмов (например, свободные концы прокатных валков).
Контргрузы (противовесы), расположенные снаружи машины, заключают в прочно закрепленные кожухи по всему пути их перемещения либо размещают так, чтобы перемещение происходило в приямке.
Внешнюю опасную зону машины также ограждают. Например, прокатное поле ограждают сплошными бортами, препятствующими попаданию прокатываемого металла за границы поля.
Установить полностью закрывающее машину ограждение можно тогда, когда действие машины автоматическое, а необходимые для пуска в ход и остановки машины устройства могут быть выведены наружу.
В машине-двигателе вся машина или только движущиеся части ее могут быть надежно закрыты глухим ограждением (кожухом); устройство последнего следует предусматривать при конструировании машины.
Движущиеся части машины, находящиеся на высоте более 2 м, можно не ограждать.
Для двигателей используют также камерное ограждение: машину помещают в отдельную камеру, дверь которой сблокирована так, что при ее открывании машина останавливается; камерное ограждение применя-' ют, например, для электрических двигателей.
Для ограждения машин-орудий чаще всего использу-
-ют механические ограждения. Каркас таких ограждений
-изготовляют из стальных уголков, металлических труб или других металлических профилей; его заполняют проволочной сеткой, листовым железом и др.
Механические ограждения бывают неподвижные и подвижные (регулируемые).
Неподвижное ограждение пропускает обрабатываемую деталь или заготовку, но не пропускает руки рабочего в опасную зону; это достигается малой величиной загрузочного отверстия, особой формой его или подачей заготовки с безопасного расстояния. Недостатками такого ограждения могут быть ограничение видимости, затруднение смазки, потребность в специальном инструменте.
Подвижное ограждение представляет собой барьер, связанный с рабочей частью машины так, что он закрывает рабочую зону при наступлении опасного момента и открывает ее для выполнения операции, когда опасности нет. Такое ограждение требует постоянного контроля и тщательного обслуживания (рис. 5.6).
Обязательным требованием к конструкции ограждения (как и всякого защитного устройства) является трудность его удаления самим работающим.
Ограждение, предусмотренное при создании машины, может быть органически связано с конструкцией ее, что имеет значение не только для безопасности, но и для улучшения конструкции. При соответствующей конструкции необходимость в ограждении может быть исключена. Так, выступающая наружу станины пара зубчатых колес является опасной при внешнем зацеплении колес и почти совершенно безопасной при внутрен-
4)
нем зацеплении. Выступающие части, которые могут явиться причиной травмы, будучи размещенными должным образом, не требуют ограждений.
Блокировочное ограждение представляет собой ограждающий опасную зону барьер или щит, сблокированный так, что машина может работать только при нахождении барьера в положении защиты; при нарушении этого условия автоматически отключается питание машины или приводится в действие тормоз. Машина не может быть пущена в ход при открытом ограждении (рис. 5.7).
Рис. 5.6. Подвижное ограждение
Рис. 5.7. Блокировочное ограждение:
/—развижные решетки; 2, 3, 4—рычаги
Защитная блокировка немедленно останавливает машину или отдельные механизмы ее, когда часть тела оператора находится в опасной зоне. Защитный барьер может быть создан световым лучом, падающим на фотоэлемент; при пересечении луча и, следовательно, уменьшении освещенности фотоэлемента приводится в действие блокировка (рис. 5.8).
Емкостная электронная блокировка при приближении оператора к опасной зоне срабатывает, снимая напряжение с электрооборудования или включая тормоз-
126
ное устройство движущихся механизмов и сигнал (световой или звуковой).
Емкостная электронная блокировка МИОТ состоит из кварцевого генератора высокочастотных колебаний,
2
Рис. 5.8. Защитная блокировка (фотоэлектрическая):
/—•освещаемый элемент; 2— источник света с линзами; 5 — двухступенчатое реле (в нем катушка высокочувствительного поляризационного реле п;ервой ступени отрегулирована так, что протекающий при освещении фотоэлемента ток вызывает размыкание выходных контактов реле и удерживает их в таком положении, пока фотоэлемент освещен; к выходным контактам этого реле подключена цепь катушки электромагнитного реле второй ступени); 4— исполнительный механизм, цепь электромагнита которого подключена к выходным контактам реле; 5—подвижные упоры; tf—сигнальная лампа; У—трансформатор; 8—• выпрямитель
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.