Рукоятки, рычаги и кнопки управления должны быть легко доступны с основного рабочего места при нормальном положении тела оператора, а при больших габаритах машины — и с мест более или менее длительного пребывания его. Управление машиной рекомендуется централизовать в пределах одного какого-либо участка;
площадь, на которой размещены управляющие устройства, должна быть возможно меньшей.
Применение устройств управления не должно требовать напряженных усилий. Не следует рассчитывать на максимальное усилие работающего в течение длительного времени.
7)
Необходимо, чтобы направление движения органов управления совпадало с направлением движения соответствующих механизмов, так как несогласованность в движении приводит к неправильным действиям оператора. Например, вращение рукоятки по часовой стрелке должно соответствовать движению вперед или рабочему ходу механизма, а против часовой стрелки — н-азад или холостому ходу механизма.
Рукоятки рычагов управления должны надежно фиксироваться для предупреждения самопроизвольного или случайного включения.
При определении размеров ручных управляющих устройств учитывают нормальную хватку рукой. .
Пользование педалями не должно вызывать излишних движений ноги работающего. В положении сидя ступня должна лежать на педали в наклонном положении; педаль монтируют так, чтобы точка опоры была под пяткой ноги, а пружина поддерживала ногу.
Кнопочное управление наиболее удобно, так как требует меньших усилий.
Для быстрого различения рукояток (кнопок) им придают разную форму (чтобы различать на ощупь), снабжают надписями и окрашивают в различные цвета (кнопки одинакового назначения должны быть окрашены в один цвет).
Чтобы кнопки “стоп” были хорошо заметны, их делают большего размера, чем все остальные, и окрашивают в красный цвет; рекомендуется изготовлять их из ярко-красной пластмассы. Если оператор при работе передвигается, кнопки “стоп” дублируются. Кнопки “пуск” монтируются углубленно, чтобы предупредить случайное нажатие.
Нажатие кнопок должно требовать усилия не более 20—30 Н. Контакт должен быть четким, т. е. палец должен чувствовать “щелканье”. Необходима возможно большая площадь контакта пальца с кнопкой.
5.9. ЗАВОДСКОЙ ТРАНСПОРТ
Различные транспортные устройства, применяемые на промышленных предприятиях, создают потенциальную опасность механических поражений. Анализ пока
зывает подчас значительную долю травм по этой причине.
В металлургии широко применяется железнодорожный транспорт. Его использование связано со значительными объемами погрузочно-разгрузочных работ. Наличие железнодорожных путей осложняет планировку предприятий и также является причиной возникновения опасных ситуаций.
Использование безрельсового транспорта позволяет снизить капитальные затраты на здания и оборудование, уменьшить численность персонала, повысить эффективность управления внутризводским транспортом и главное значительно снизить потенциальную опасность травматизма. На складах может быть исключена надобность в мостовых кранах.
Для транспортировки грузов могут использоваться самоходные погрузчики (портальные и вилочные), тягачи, автомобили-шлаковозы, многоконтейнерные, автопоезда, автомобили-слитковозы, автопогрузчики с телескопической мачтой, автопогрузчики с боковой погрузкой, автомобили портального типа и многие другие самоходные устройства. При этом нет пересекающихся железнодорожных путей, исключаются задержки в доставке грузов из-за маневрирования составов. В отличие от железнодорожного транспорта безрельсовый транспорт может находиться под контролем цехового персонала.
Рекомендуется ограничивать применение мостовых кранов для внутрицехового транспорта, используя прогрессивные виды напольного и подвесного транспорта. Для монтажа и демонтажа оборудования следует использовать самоходные безрельсовые краны и такелажные приспособления, ^ь.
Безопасность эксплуатации транспортных устройств . требует ограждения всех доступных движущихся или вращающихся частей механизмов. Необходимо исключить непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и чалочных приспособлений.
Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов в отношении изготовления, ма- • териалов, качества сварки, прочности, устройства, уста-
8)
новки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим условиям, общесоюзным стандартам, нормам и правилам.
Необходимо ограничение вероятности разрушения.
Она определяется вероятностью отклонения размеров элементов конструкции и механических свойств применяемых материалов от их номинальных или нормативных значений и вероятностью перегрузки. Расчет производят по предельным состояниям (а не по запасу прочности);
при этом изменчивость каждой нагрузки учитывают отдельно со своим коэффициентом перегрузки.
Запас грузовой устойчивости принимают не менее 15%. Для кранов, работающих на открытых местах, учитывают ветровую нагрузку.
Грузоподъемные машины оборудуют предохранительными устройствами, к которым относятся:
конечные выключатели, ограничивающие подъем
груза и ход механизмов;
ограничители грузоподъемности, предохраняющие кран от перегрузки путем выключения механизма подъема или изменения вылета стрелы;
противоугонные устройства, удерживающие кран от угона ветром (иногда блокируют с анемометрами);
буферные устройства, амортизирующие толчки при столкновениях с соседними кранами и другими объектами;
звуковая и световая сигнализация и блокировочные
приспособления, предупреждающие о наступлении опасного момента при работе крана;
тормоза. Для дистанционного управления грузоподъемными
кранами применяют радиоэлектронные устройства либо электрическую следящую систему. При стационарном пульте управления целесообразнее использовать электрическую систему, а при управлении с разных мест—радиоуправление.
Прогрессивным является программное управление
подъемнотранспортными механизмами.
За состоянием кранов, подъемных механизмов и вспомогательных приспособлений, уходом за ними и безопасностью эксплуатации администрация и инспекция котлонадзора устанавливают постоянный надзор.
Транспортным устройством управляет только назна
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.