Безопасность машинного оборудования. Испытания грузоподъемных устройств

Страницы работы

Содержание работы

ность выражается пределами Прочности, текучести, пол­зучести, усталости и др.

Надежность—существенно необходимое качество материала, особенно в ответственных конструкциях и со­оружениях, в которых отказ материальной части может вызвать не только необходимость ремонта, но и аварию.

Недостатки в конструкции возникают из-за неудов­летворительного расчета ее, высокой концентрации на­пряжений, дефектов обработки, неточности сборки.

При проектировании конструкций оценку их прочно­сти производят на основании расчетов, которые в ос­новном сводятся к определению напряжений, возникаю­щих в отдельных элементах и частях конструкции под действием различных нагрузок, и к проверке условий прочности, гарантирующих безопасность эксплуатации.

Основные методы расчета конструкций—по допу­скаемым напряжениям, по предельным состояниям, на выносливость (при действии переменных или вибраци­онных нагрузок).

Прогрессивным методом является расчет по предель­ным состояниям, т. е. таким, при которых сооружение перестает удовлетворять предъявляемым к нему экс­плуатационным требованиям.

Распространенный метод расчета сооружений на прочность — по напряженному состоянию в наиболее опасной точке или по допускаемым напряжениям; при этом сравнивают величину наибольшего напряжения, возникающего в элементе сооружения под воздействием нагрузок, или величину расчетного (приведенного) на­пряжения, соответствующего теории прочности, с допу­скаемым напряжением.

В целях повышения надежности принимают запас прочности (коэффициент безопасности) — число, опре­деляющее, во сколько раз задаваемая нагрузка на де­таль машины или элемент конструкции должна быть меньше опасной нагрузки, вызывающей недопустимые упругие или пластические деформации либо разруше­ния.

Запас прочности предусматривают всегда, когда есть сомнение относительно способности какого-либо элемен­та конструкции выдерживать заданную нагрузку.

Для надежности и сохранения прочности необходимо предотвращать преждевременное или непредвиденное


разрушение конструкций. С этой целью следует своевре­менно выявлять опасные наружные и внутренние дефек­ты, используя методы неразрушающего контроля.

5.8. БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Машины и механизмы — наиболее распространенное производственное оборудование. Основная потенциаль­ная опасность механического оборудования — возмож­ность причинения механических травм. Кроме того, раз­личные механизмы являются источниками шума, вибра­ций, а в некоторых случаях— и выделения вредностей.

5.8.1. Общие требования

Производственное оборудование должно сооружаться с учетом особенностей человеческого организма, его фи­зических возможностей, способности будущего операто­ра понимать и использовать информацию, которую дают сигнальные устройства. Особое внимание уделяется ис­ключению ошибочных действий.

При конструировании оборудования необходимо учи­тывать антропометрические данные.

Большое значение для безопасности труда и его об­легчения имеет внешнее оформление машин. Эстетиче­ское удовлетворение помогает преодолевать физическое напряжение, способствует снижению утомляемости и уве­личению работоспособности. Наружной поверхности ма­шины придается сплошной плавный контур, без острых углов и т. п. Необходимо скрыть в корпусе машины все движущиеся части.

Машины оборудуют устройствами, предохраняющи­ми от перегрузок, исключающими несовместные одно­временные движения механизмов, отключающими обо­рудование при падении напряжения в питающей элект­рической сети или давления в пневмо- и гидросистеме. Должно быть предупреждено самоотвинчивание крепеж­ных деталей, узлов и приспособлений.

Трубопроводы, шланги для подачи воздуха, масла, охлаждающих жидкостей, аспирационные устройства не должны затруднять работу у машины.

Машину конструируют так, чтобы невозможно было проникнуть в опасную зону ее во время работы. Смазка

2)

машины должна быть централизованной, по возможно­сти автоматической. Для наблюдения за закрытыми частями машин предусматривают смотровые окна. Ма­шину выполняют компактной, удобной для осмотра, смазки, разборки, наладки,уборки.

Приспособления для поднятия машины при погрузке и установке (специальные приливы, отверстия, цапфы и др.) размещают с учетом положения центра тяжести машины.

Машину окрашивают в светлые и спокойные тона. Чрезмерная пестрота окраски утомляет зрение, рассре­доточивает внимание.

5.8.2. Опасные зоны машин

Зона внутри машины, в которой движутся механиз­мы, является опасной, так как при попадании в нее или соприкосновении с какой-либо движущейся деталью может произойти повреждение тела (рис. 5.5).

Опасная зона может возникнуть и вне машины вследствие наличия на вращающихся частях оборудова­ния выступающих элементов (гайки, болты, шпонки и т. п.), отлетания во время обработки осколков обраба­тываемых материалов (например стружки) или деталей машин из-за плохого их закрепления или поломки. Кро­ме того, определенное пространство возле машины яв­ляется опасной зоной (например, прокатное поле у станов).

Опасность представляют все движущиеся части ма­шины: совершающие возвратно-поступательное движе­ние рычаги, движущиеся ремни, зацепления зубчаток, режущие части машины и т. д. '

Втулки, подшипники, муфты сцепления, кулачки, эксцентрики, поводковые патроны, зубчатые муфты, ма­ховики, шпиндели и валы, горизонтальные или верти­кальные передачи — типичные примеры опасных враща-,ющихся механизмов. Опасность возрастает, когда на вращающихся частях имеются болты, выступающие, шпонки или винтовая нарезка, неровности от износа,   f

Когда части машины вращаются навстречу друг дру-j гу или движущаяся часть вращается навстречу непод-j вижной, создается захватывающая, втягивающая зона;' части тела могут быть втянуты в эту зону и подвергнуть­


Похожие материалы

Информация о работе