ность выражается пределами Прочности, текучести, ползучести, усталости и др.
Надежность—существенно необходимое качество материала, особенно в ответственных конструкциях и сооружениях, в которых отказ материальной части может вызвать не только необходимость ремонта, но и аварию.
Недостатки в конструкции возникают из-за неудовлетворительного расчета ее, высокой концентрации напряжений, дефектов обработки, неточности сборки.
При проектировании конструкций оценку их прочности производят на основании расчетов, которые в основном сводятся к определению напряжений, возникающих в отдельных элементах и частях конструкции под действием различных нагрузок, и к проверке условий прочности, гарантирующих безопасность эксплуатации.
Основные методы расчета конструкций—по допускаемым напряжениям, по предельным состояниям, на выносливость (при действии переменных или вибрационных нагрузок).
Прогрессивным методом является расчет по предельным состояниям, т. е. таким, при которых сооружение перестает удовлетворять предъявляемым к нему эксплуатационным требованиям.
Распространенный метод расчета сооружений на прочность — по напряженному состоянию в наиболее опасной точке или по допускаемым напряжениям; при этом сравнивают величину наибольшего напряжения, возникающего в элементе сооружения под воздействием нагрузок, или величину расчетного (приведенного) напряжения, соответствующего теории прочности, с допускаемым напряжением.
В целях повышения надежности принимают запас прочности (коэффициент безопасности) — число, определяющее, во сколько раз задаваемая нагрузка на деталь машины или элемент конструкции должна быть меньше опасной нагрузки, вызывающей недопустимые упругие или пластические деформации либо разрушения.
Запас прочности предусматривают всегда, когда есть сомнение относительно способности какого-либо элемента конструкции выдерживать заданную нагрузку.
Для надежности и сохранения прочности необходимо предотвращать преждевременное или непредвиденное
разрушение конструкций. С этой целью следует своевременно выявлять опасные наружные и внутренние дефекты, используя методы неразрушающего контроля.
5.8. БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Машины и механизмы — наиболее распространенное производственное оборудование. Основная потенциальная опасность механического оборудования — возможность причинения механических травм. Кроме того, различные механизмы являются источниками шума, вибраций, а в некоторых случаях— и выделения вредностей.
5.8.1. Общие требования
Производственное оборудование должно сооружаться с учетом особенностей человеческого организма, его физических возможностей, способности будущего оператора понимать и использовать информацию, которую дают сигнальные устройства. Особое внимание уделяется исключению ошибочных действий.
При конструировании оборудования необходимо учитывать антропометрические данные.
Большое значение для безопасности труда и его облегчения имеет внешнее оформление машин. Эстетическое удовлетворение помогает преодолевать физическое напряжение, способствует снижению утомляемости и увеличению работоспособности. Наружной поверхности машины придается сплошной плавный контур, без острых углов и т. п. Необходимо скрыть в корпусе машины все движущиеся части.
Машины оборудуют устройствами, предохраняющими от перегрузок, исключающими несовместные одновременные движения механизмов, отключающими оборудование при падении напряжения в питающей электрической сети или давления в пневмо- и гидросистеме. Должно быть предупреждено самоотвинчивание крепежных деталей, узлов и приспособлений.
Трубопроводы, шланги для подачи воздуха, масла, охлаждающих жидкостей, аспирационные устройства не должны затруднять работу у машины.
Машину конструируют так, чтобы невозможно было проникнуть в опасную зону ее во время работы. Смазка
2)
машины должна быть централизованной, по возможности автоматической. Для наблюдения за закрытыми частями машин предусматривают смотровые окна. Машину выполняют компактной, удобной для осмотра, смазки, разборки, наладки,уборки.
Приспособления для поднятия машины при погрузке и установке (специальные приливы, отверстия, цапфы и др.) размещают с учетом положения центра тяжести машины.
Машину окрашивают в светлые и спокойные тона. Чрезмерная пестрота окраски утомляет зрение, рассредоточивает внимание.
5.8.2. Опасные зоны машин
Зона внутри машины, в которой движутся механизмы, является опасной, так как при попадании в нее или соприкосновении с какой-либо движущейся деталью может произойти повреждение тела (рис. 5.5).
Опасная зона может возникнуть и вне машины вследствие наличия на вращающихся частях оборудования выступающих элементов (гайки, болты, шпонки и т. п.), отлетания во время обработки осколков обрабатываемых материалов (например стружки) или деталей машин из-за плохого их закрепления или поломки. Кроме того, определенное пространство возле машины является опасной зоной (например, прокатное поле у станов).
Опасность представляют все движущиеся части машины: совершающие возвратно-поступательное движение рычаги, движущиеся ремни, зацепления зубчаток, режущие части машины и т. д. '
Втулки, подшипники, муфты сцепления, кулачки, эксцентрики, поводковые патроны, зубчатые муфты, маховики, шпиндели и валы, горизонтальные или вертикальные передачи — типичные примеры опасных враща-,ющихся механизмов. Опасность возрастает, когда на вращающихся частях имеются болты, выступающие, шпонки или винтовая нарезка, неровности от износа, f
Когда части машины вращаются навстречу друг дру-j гу или движущаяся часть вращается навстречу непод-j вижной, создается захватывающая, втягивающая зона;' части тела могут быть втянуты в эту зону и подвергнуть
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.