Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра экономики
Маркетинговые исследования
Методическое пособие для выполнения курсовой работы
для студентов специальности 23 02 06 «Маркетинг»
Минск 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Описание процесса исследования 4
1.1. Определение проблемы 4
1.2. Выбор проекта исследования и выбор целевого рынка 6
1.3. Методы сбора информации 7
1.3.1. Анализ вторичных данных 7
1.3.2. «Полевые» работы: сбор первичной информации 8
1.4. Определение размера выборки, проведение выборочного наблюдения 11
1.5. Разработка анкеты 19
1.6. Измерение и методы шкалирования 25
1.7. Подготовка данных к обработке и их анализ 27
2. Подготовка отчета о результатах исследования 35
Приложение 1. Примерный перечень тем для курсовой работы 36
Приложение 2. Таблица доверительных интервалов по вариантам 38
Приложение 3. Пример оформления титульного листа курсовой работы 39
Литература: 40
Введение
Маркетинговое исследование – одно из самых важных функций маркетинга, позволяет изучить не только потребности отдельных групп населения, предприятий, организаций, но и оценить конъюнктуру рынка, конкурентов, научно-технические достижения при развитии и совершенствовании бизнеса.
Задача курса – научиться правилам сбора информации, отражающей истинное положение дел, оценивать ее, вырабатывать рекомендации.
Цель курса состоит в изучении процесса проведения маркетингового исследования, включая порядок разработки анкеты, проведения опросов, расчетов выборок, составление отчета по результатам исследований.
Маркетинговые исследования – важная деятельность предприятия при работе на рынке, они позволяют объективно оценить результаты работы предприятия, их способность обеспечить высокое качество продукции и услуг, предоставить покупателю удовлетворяющие его условия приобретения продукции.
Маркетинговые исследования необходимы для комплексного анализа нужд потенциальных потребителей и разработки мероприятий по удовлетворению потребностей потребителя, расширение объема производства и реализации продукции, и как результат — получение прибыли и обеспечения конкурентоспособности.
Данное методическое пособие содержит порядок проведения маркетингового исследования, примерный перечень тем, поэтапное описание процесса исследований, пример написания отчета.
Процесс исследования включает:
- определение проблемы;
- разработка подхода к решению проблемы;
- определение методов сбора необходимых данных;
- полевые работы;
- подготовка и анализ данных;
- написание отчета.
Формулировка цели (гипотезы) исследования определяет дальнейшую последовательность деятельности по маркетинговому исследованию. Только после точной формулировки гипотезы может быть разработан план исследований с целью получения необходимой информации об объекте.
Маркетинговые исследования всегда направлены на решение какой-либо конкретной задачи. Ясное, четкое изложение проблемы и формулировки гипотезы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования.
Формулировка гипотезы осуществляется с помощью разведочного (поискового) исследования.
Разведочное исследование – проект исследований, в котором основное внимание уделяется генерации идей и сбору информации, помогающей понять проблему. Разведочное исследование используется в случае, когда решаемая проблема является пространной, неопределенной. Оно может включать анализ опубликованных данных, опрос компетентных людей, групповое интервью с фокусировкой дискуссии или изучение литературных источников, в которых могут рассматриваться аналогичные ситуации.
В процессе маркетинговых исследований полезно понять, откуда
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.