принадлежит кредитному комитету — высшему руководству предприятия.
Рассмотрим далее управление товарами на предприятии.
Предметом сделок лизинговой компании является услуга по предоставлению определённого товара (автомобиля, оборудования) в финансовую аренду предприятиям с последующим его выкупом у лизинговой компании.
Здесь в качестве товара (предмета сделки купли-продажи) выступает как сам предмет лизинга, так и те финансовые услуги, которые оказывает лизинговая компания.
Таким образом, можно говорить о специфичности лизинговой отрасли в плане управления товарами и услугами.
Лизинговая компания принимает решение в двух направлениях — какой предмет лизинга финансировать, а какой нет. А также какие варианты финансирования предложить каждому клиенту.
Рассмотрим обе стороны управления товарами на предприятии отдельно.
Управление предметом лизинга.
Так как лизинговая компания фактически приобретает предмет лизинга в свою собственность, то она в праве принимать решение — финансировать или нет тот или иной предмет лизинга.
Помимо этого предмет лизинга должен стоить не менее 2 млн. руб. за единицу и не менее 20 млн. руб. по всему договору лизинга.
Ввиду особенностей налогообложения лизинговых компаний (возврат у государства НДС), все имущество должно быть куплено в НДС.
Ещё одной особенностью является тот факт, что лизинговой компанией приобретаются только те товары, которые можно поставить на баланс предприятия, то есть основные средства. Лизинговая компания не финансирует различные услуги, в том числе монтаж предмета лизинг, его доставку и прочее.
Таким образом, можно сделать вывод что в силу жесткого лизингового законодательства и учета возможных рисков, лизинговая компания проводит достаточно строгую товарную политику в области выбора предмета лизинга.
Варианты лизинговых сделок.
Ассортиментная политика лизинговых компаний достаточно разнообразна. Она может изменяться в двух направлениях.
Первое — это предложение клиенту различных видов лизинга (возвратный, оперативный и пр.)
Второе — это предложение различных условий лизинга внутри каждого типа договора лизинга (срок, аванс, товар).
В ООО «ОСТ-ВЕСТ Лизинг» в настоящее время предлагается только один вид лизинга — финансовый. Компанией не используется ни возвратный, ни международный, ни оперативный типы лизинговых сделок.
Таким образом, можно говорить, что ассортимент предприятия достаточно узкий и мало дифференцирован.
Это связано с несколькими факторами. Во-первых, финансирование отечественных компаний по многим типам лизинговых сделок мало выгодно и высокорисковано. До тех пор пока рынок лизинга продолжает расти, не имеет смысла заключать высокорисковые сделки (например, по возвратному или международному лизингу). Во-вторых, уровень компании не позволяет взять на себя отвественность по международным сделкам или по возвратному лизингу. В компании пока еще нет таких специалистов, которые могли бы контролировать эти сделки.
В части предложений по различным условиям финансового лизинга ассортимент ООО «ОСТ-ВЕСТ Лизинг» немного разнообразнее, но все равно уступает по разнообразности некоторым лизинговым компаниям. Так, клиент может составить свой лизинговый договор исходя из следующих условий:
¾ срок лизинга от 2 до 5 лет
¾ аванс — от 20%
¾ график платежей — регрессный или аннуитентный.
Проведем анализ услуг компании с помощью матрицы БКГ.
Таблица 2.1 - Характеристика бизнес-областей для ООО «ОСТ-ВЕСТ Лизинг»
Бизнес-область организации |
Объем продаж, млн.руб. |
Годовые темпы прироста рынка |
Крупнейшие конкуренты организации в данной бизнес-области |
Относительная доля организации в сегменте |
Лизинг автотранспорта |
1 324,9 |
+7% |
Каркаде, Элемент-лизинг |
0,1% |
Лизинг спецтехники |
0,00 |
0,00 |
Элемент-лизинг, ПЛК |
0,00 |
Лизинг оборудования |
3 106,5 |
+12% |
Медведь, Глобус-лизинг |
0,12% |
Диаграмма 2.1 - Модель БКГ для рассмотренных бизнес-областей организации
Беглый взгляд на матрицу дает понять, что наиболее прибыльной для Компании является сегмент оборудования.
Проведем ABC-анализ по товарным группам для Могилевского филиала ООО «ОСТ-ВЕСТ Лизинг».
Изначально разделим все товарные группы филиала в 2010 году на группы А, В, С (см. Таблица 2.2).
Наименование |
Объем продаж (млн. руб.) |
Удельный вес в объеме продаж % |
Удельный вес в объеме продаж нарастающим итогом % |
Удельный вес продуктов нарастающим итогом, % |
Группа |
Лизинг оборудования - терминалы |
2 934 |
66,21 |
66,21 |
25,00 |
А |
Лизинг отчественного автотранспорта |
929,9 |
20,98 |
87,19 |
50,00 |
В |
Лизинг иностранного автотранспорта |
395,0 |
8,91 |
96,11 |
75,00 |
С |
Лизинг оборудования - компьютерная техника |
172,5 |
3,89 |
100,00 |
100,00 |
|
ИТОГО: |
4431,4 |
100 |
В Таблицу 2.3 занесем сводные данные по всем трем группам, в которой отразим ее долю в общем обороте компании, и вес каждой группы товаров.
Таблица 2.3 – Сводные данные по группам
Группа |
Удельный вес группы в совокупном обороте, % |
Число продуктов в составе группы, шт. |
Удельный вес численности клиентов данной группы,% |
А |
75,00 |
1 |
25 |
В |
20,00 |
1 |
25 |
С |
5,00 |
2 |
50 |
Итого: |
100,00 |
4 |
100 |
В группу А входит наименьшее число услуг компании
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.