Система бытового обслуживания в СССР в контексте советской модели повседневности

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Лекция 6. Тема: «Система бытового обслуживания в СССР в контексте советской модели повседневности» (Часть 3)

План

1. Советский сервис: «бег на месте»? (1965-1985 гг.).

2. «Перестройка» и «новое мышление» в сфере услуг (1985-1991 гг.).

1. Новый импульс в развитии сфера сервиса получила в постхрущевские годы, когда страна вступила в восьмую «косыгинскую» пятилетку. Был взят курс на интенсификацию производства товара широкого потребления. Предлагаемые реформы не предполагали реанимацию промысловой кооперации, а наоборот сохраняли тенденцию к укрупнению предприятий бытового обслуживания. По окончании 8-й пятилетки, самой успешной за всю историю советского государственного планирования, потребности населения была сфера обслуживания бытовой техники (67%) и по пошиву одежды и обуви (45%), хотя этого было недостаточно для страны.

Главным критерием развития отрасли службы быта становился вал. На 9-ю пятилетку (1971-1975 гг.) выдвигалась задача увеличить объем бытовых услуг не менее, чем в 2 раза, а в сельской местности в 2,8 раза. Увеличение объема работы стало возможно за счет продления часов работы приемных пунктов, увеличения коэффициента сменности при загрузке городских предприятий в 2 смены и сельских – в 1,5. Выработка на каждого работника бытового обслуживания возросла в среднем на 40%.

К концу 60-х гг. в службе быта сложились 2 подхода к организации производства услуг и обслуживания населения:

1) производственная деятельность по оказанию однотипных услуг осуществлялась как в рамках районных бытовых комбинатов, так и специализированными бытовыми предприятиями;

2) почти все производство бытовых услуг сосредоточилось на специализированных предприятиях и в объединениях, а деятельность бытовых комбинатов в основном сводилась к организации сбора заказов на все виды услуг.

Победил второй подход. Это создало предпосылки для внутрисистемного кооперирования, производственные объединения и специализированные бытовые предприятия по договорам с комбинатами бытового обслуживания стали выполнять их заказы. Кроме того, предполагалось обучение работников комбинатов смежным профессиям: сапожник мог стать парикмахером при необходимости, а парикмахер - раскройщиком  одежды. В 1971 – 1975 гг. объем работ по такой схеме в РСФСР вырос в 5,1 раза

За 1965 – 1985 гг. произошли существенные изменения в структуре бытовых услуг. В качестве самостоятельных стали фигурировать такие подотрасли, как: ремонт, пошив, вязание, прокат, строительство, и др. Появились новые виды услуг – художественная штопка одежды, гравюрные и маникюрные работы и прочее. При этом, с появлением новых видов услуг увеличилась их доля в объеме заказов и уменьшилась доля традиционных. Например, пошив обуви снизился с 10% до 7,1%, пошив одежды – с 30,4% до 13,1%, в парикмахерских услугах – с 13,4% до 7,3%.

Появились также новые формы обслуживания: бесконтактная форма на доверии; прием и выдача заказов методом самообслуживания; абонементное обслуживание; обмен неисправных предметов на отремонтированные, прием заказов на дому с доставкой; увеличилась сеть бюро добрых услуг и пр.

Основными направлениями и формами развития советского сервиса в 60 – 80 – е гг. стали следующие:

1) в середине 60-х гг. бытовое обслуживание населения сформировалась как самостоятельная отрасль и доля бытовых услуг в РСФСР достигла почти 78%;

2) в 60 – 70 – е гг. бытовое обслуживание населения имело четко выраженную тенденцию к концентрации производства. число бытовых предприятий выросло в 2 раза, а объем услуг – в 9 раз;

3) сформировалась новая форма управления и централизации производства – производственные объединения (фирмы), наиболее популярными стали дома бытовых услуг;

4)  главные управления бытового обслуживания союзных республик были преобразованы в республиканские министерства бытового обслуживания, было решено превратить службу быта в высокомеханизированную отрасль, использующую самые современные достижения технологии и науки;

5) служба быта открыла свои учебные заведения: Московский институт легкой промышленности (1961 г.), Шахтинский институт бытового обслуживания населения и др.;

6) в 1978 г. на предприятиях службы быта РСФСР были введены «Единые правила бытового обслуживания населения», в основу которых был положен принцип «Заказчик всегда прав», создавались комфортные условия для заказчика (удобная мебель, книга жалоб и предложений, витрины, стеллажи и стенды).

Таким образом, в стране немало делалось для совершенствования бытового обслуживания населения. Но все же не удалось в полном объеме развить сферу быта, т. к. не хватало для населения продукции легкой промышленности.

В этот период не удалось реализовать и основную идею общепита - ликвидацию домашней кухни: посещение ресторанов и кафе не стало повседневной практикой советских людей. «Эпоха застоя» вернула в систему общественного питания тяжеловесный шик и помпезность, гриль – бары и пиццерии вытеснили привычные блинные и пельменные. Обнаружилась и очевидная нехватка доступных столовых и кафе.

В этот период обострилась проблема социальной доступности медицинских учреждений. На некоторых территориях РСФСР их число за 10 лет уменьшилось на 24%.

Похожие материалы

Информация о работе