Система бытового обслуживания в СССР в контексте советской модели повседневности, страница 2

В сфере культурного сервиса и досуга на селе также сохранились острые проблемы, связанные с нехваткой специалистов библиотечного дела и культпросветработников.

Страховой сервис получил дальнейшее развитие в 60-70-е гг., например, в июле 1968 г. было введено страхование детей, в 1973 г. сберкассы получили право перевода наличных денег в другие города и районы страны, в 1983 введено государственное обязательное страхование пассажиров всех видов транспорта, в 80-х гг. также активно внедрялся единый платежный документ за квартиру и коммунальные услуги.

В этот период в стране увеличилось производство радиотоваров - радиоприемников и радиол. С выводом на орбиту в 1965 г. первого спутника связи «Молния-1» началась телетрансляция из Владивостока в Москву. 1 января 1968 г. в эфир вышел первый выпуск информационной программы «Время», что стало этапным моментом в творческом становлении телевидения и тележурналистики. В 1980 г. было продано уже 7,5 миллионов телевизоров, из них 2,3 миллиона цветных.

В целом для «эпохи застоя» были характерны потребительская революция и «вещизм», что в условиях массового дефицита не могло не отразиться на трансформации сервисных служб. Советские руководители, к сожалению, не могли остановить опасный процесс, при котором монополизированная промышленность стала работать в большей степени на воспроизводство самой себя – на выпуск оборудования и технических средств – и в меньшей степени на обеспечение жизненных нужд людей. Значительно отстали сферы экономики, связанные с обслуживанием человека и социальной инфраструктурой.

Драконовские меры Ю. В. Андропова по повышению трудовой дисциплины негативно сказались прежде всего сфере на обслуживания населения. В магазинах, ателье и парикмахерских устраивались облавы на лиц, нарушающих распорядок рабочего времени. После работы населению приходилось отстаивать длинные и изматывающие очереди. Очередному наступлению подвергалась индивидуальная трудовая деятельность.

2. В начале «перестройки» была очевидно недостаточная эффективность сферы обслуживания по конечным результатам потребления. Причинами этого выступали:

- недостаточное развитие материально-технической базы сферы обслуживания;

- нехватка кадров, их низкая квалификация и высокая текучесть на предприятиях сферы обслуживания;

- недостаточная отлаженность взаимодействия сфер обслуживания с организациями материальной сферы;

- отсутствие экономических и организационных рычагов, обеспечивающих сочетание интересов предприятий обслуживания с потребностями населения.

В целях преодоления негативных явлений в сервисной сфере в период с 1986 по 1990 гг. был введен новый основной показатель – объем реализованных бытовых услуг, оплачиваемых населением. В сфере бытового обслуживания в 1986 г. было создано 17486 хозрасчетных бригад, на долю которых пришлось около 40% выполняемого объема услуг.

С 1986 г. стали создаваться кооперативы не только в сфере производства, но и услуг. Кооператорам было дано право обслуживать только население, обслуживание предприятий и организаций не было разрешено, хотя и не разрешено.

Перестройка выдвигала лозунги хозрасчета, самоокупаемости, самофинансирования, которые зачастую оставались декларативными. Вводились налоги на добавленную стоимость, а отчисления на социальное страхование возрастали с 4,7% до 37%.

Основными направлениями дальнейшего развития предприятий сферы услуг были следующие:

- формирование единой системы культурно-бытового обслуживания;

- приближение обслуживания к потребителям (в местах проживания и работы или в транспортно-переходных узлах);

- сокращение ступеней обслуживания и создание трех принципиально различных уровней обслуживания – местного (районного), городского и общегородского;

- укрупнение предприятий и центров обслуживания на основе их внутри- и многоотраслевой кооперации (универсамы + комплексные предприятия общественного питания + комплексные предприятия бытового обслуживания + аптеки, сберкассы, отделения связи и т. п.; или культурный центр, включающий кинотеатр, концертный зал, кафе, библиотеку, танцевальный зал и т. п.);

- формирование сети обслуживания на основе прогрессивных типов предприятий.

В последние годы существования СССР были снижены темпы роста объемов реализации бытовых услуг населению по многим видам услуг, ухудшилось их качество, увеличились очереди на обслуживание, в практику вошло несоблюдение сроков обслуживания, грубость персонала и т. п.

Сбербанк расширил свою деятельность: стал работать с акциями, выдавать поручительства и гарантии, совершать операции с иностранной валютой, вести трастовые (доверительные) операции по поручению клиентов, оказывать услуги по предоставлению индивидуальных сейфов и давать консультации. С 1991 г. Сбербанк начал самостоятельную политику кредитования населения «на неотложные нужды».

Переломным в развитии средств массовой информации стал 1985 г. В это время был официально взят курс на демократизацию и гласность: декларировалось непреходящее значение общечеловеческих идеалов и ценностей, которым должны соответствовать советская политика, экономика, культура и идеология.