Сервис как исторический феномен. Методологическая основа сервисологии. Понятие «сервис» в истории русской культуры

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция 1. Тема: «Сервис как исторический феномен»

План

1. Методологическая основа сервисологии. История повседневности – методологическая основа сервисологии.

2. Понятие «сервис» в истории русской культуры.

3. Эволюция сервиса в мировом историческом процессе.

4. Исторические факты, определившие специфику сервисной системы России.

1. В настоящее время в России центральное место в общественной жизни населения приобретают проблемы сервиса. Одним из важных направлений изучения сервиса является реконструкция его исторического прошлого посредством привлечения популярного в настоящее время направления – истории повседневности, которая рассматривает не только частную жизнь человека, но и охватывает проблемы государства и всего общества.

Для каждой исторической эпохи и каждой цивилизации характерны свое содержание и направленность развития сферы услуг. Россия также имеет свою собственную историческую специфику организации сервисной деятельности. Многолетний опыт показывает, что выстраивание сервисной системы западного опыта в России не приводили к ожидаемым результатам, но когда отечественные сервисные технологии основывались на национальных традициях, то возникали достаточно эффективные и конкурентноспособные структуры. В связи с этим в России основной тенденцией развития сервиса является  восстановление национальных традиций в сфере обслуживания населения.

Историческое развитие сервиса в России позволяет выделить ряд универсальных этапов:

I этап – период генезиса сервиса (или протосервис) соотносился с обществом традиционного типа. Предлагаемые услуги облекались в формат ритуала и предлагались преимущественно в рамках обычаев гостеприимства.

II этап – определялся фактом создания иерархических систем. Сервисная деятельность (условно – «феодальный сервис») была ориентирована на обслуживание феодалов. В крепостнической России она носила дворовый характер. Параллельно под влиянием христианства складывался подход рассмотрения услуг через призму идеи взаимопомощи служения человеку.

III этап – современный, характеризуется как период перехода к обществу постиндустриального типа. Сервис связан с возрастанием роли человеческого фактора и информационных технологий. Данный этап находится на стадии развития.

Сервис представляет собой целенаправленную деятельность и регуляцию в сфере повседневного (это нечто привычное, рутинное, нормальное, себе тождественное в различные моменты времени, ежедневное существование со всем, что окружает человека: быт, среда, культурный фон, язык). Изучение феномена повседневности, в том числе ее истории, в конечном итоге ориентировано на совершенствование механизмов обслуживания населения. По уровню развития сервиса можно судить о характере того или иного социума в целом, о его гуманизации.

Основатель социальной феноменологии А. Шюц выдвинул шесть элементов повседневности:

- трудовая деятельность, ориентированная на внешние факторы

Похожие материалы

Информация о работе