Система бытового обслуживания в СССР. Советский сервис в «реабилитированной» повседневности

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Лекция 4. Тема: «Система бытового обслуживания в СССР в контексте советской модели повседневности» (Часть 1)

План

1. Советский сервис в «реабилитированной» повседневности.

2. «Красногвардейская атака» на советский быт (1917-1921 гг.).

3. Сфера услуг в годы НЭПа (1921-1929 гг.): между частным и общественным интересом.

1. В годы советской власти понятие «служба быта» отличалась от современного определения сферы сервиса. Например, в сервисные услуги не включались направления и структуры, которые сейчас относят к социокультурному сервису или «индустрии развлечений» (игры, музыка, танцы, кино, театр, шоу-бизнес и др.). В принципе, не было единства отраслей, которые традиционно относились к службе быта. Московский справочник 1982 г. выделял следующие «сервисные» разделы:

1) пошив и ремонт одежды;

2) стирка белья и бани;

3) химчистка и окраска одежды;

4) пошив и ремонт обуви;

5) парикмахерские;

6) ремонт бытовой техники;

7) ремонт телевизоров, радиоприемников и музыкальных инструментов;

8) ремонт часов и ювелирных изделий;

9) металлоремонт;

10) фотоработы;

11) прокат;

12) жилище (включая ремонт квартир, перевозку мебели и прочее);

13) бытовые услуги (в т. ч. ритуальные и нотариальные, услуги ЗАГС и гостиницы);

14) ремонт технически сложных бытовых машин и приборов;

15) торговля и общественное питание;

16) отдых и спорт (включая туризм и охоту);

17) связь (почта, телеграф и радио);

18) транспорт;

19) справки.

Во всех классификациях отраслей народного хозяйства и промышленности, принятых Госкомстатом СССР со второй половины 1960-х гг. не было окончательного выделения бытового обслуживания в самостоятельную отрасль. Например, в классификации отраслей народного хозяйства и промышленности, утвержденного в 1976 г. Госпланом СССР часть предприятий службы быта отнесена к производственной сфере, а часть – к непроизводственной, т. е. бытовое обслуживание было «рассеяно» по различным отраслям хозяйства – промышленности, сельскому хозяйству,  транспорту, строительству и прочее.

В то же время в сферу службы быта были включены нетрадиционные для этой отрасли функции, например, обслуживание бытовых нужд предприятий и учреждений 59-ти типов, приравняв выполняемую для них работу к услугам населению. И в роли «коллективных» потребителей выступали медицинские учреждения, предприятия общественного питания и торговли, предприятия и организации железной дороги и пароходств, воинские части и органы милиции. С 1972 г. к бытовым услугам стали приравнивать и изготовление предприятиями службы быта мелких партий товаров без предварительных заказов, что превышало половину всего объема работ. Все это в целом снижало культуру сервиса и качество продукции на таких предприятиях было ниже, чем в соответствующих отраслях.

Понятие «служба быта» раскрывает механизм становления советской повседневности как истории разрушения старого и формирования нового (социалистического) быта. Эта борьба «старого и нового» сопровождалась ломкой старых укладов, традиций и ценностей российского гостеприимства. Например, сузился круг покупателей антиквариата при его изобилии и доступных ценах. Это объясняется общественным отчуждением «буржуазно-мещанского вкуса» и опасением, что такие вещи в доме могут негативно сказаться на служебном положении или на репутации (антиквариат встречался либо у академика, либо у жулика).

Советский сервис представлял собой многоплановое явление, включавшее в себя, кроме всего прочего, теневую экономику и сферу частных услуг (врачебную практику, репетиторство, проституция, медицинские вытрезвители  и т. д.).

2. Становление советской службы быта в период с 1917 по 1921 гг. происходило под знаком монополизации этой сферы, шло разрушение старых традиций и формирование «нового быта». Широкое распространение получили идеи о ведущей роли в жизни человека коллективных интересов, а не личных. Семейный быт прямо противопоставлялся общественному. Сразу после октября 1917 г. началась национализация наиболее крупных бытовых предприятий – бань, прачечных, парикмахерских, ателье и др., принадлежащих главным образом иностранцам. В это время было создано Главное управление коммунального хозяйства, в функции которого входило удовлетворение коммунально-бытовых нужд населения. правительством было принято решение использовать кустарей, предоставляя им государственные заказы при условии объединения отдельных кустарей и кустарных артелей в крупные производственные единицы. В годы Гражданской войны кустари и организации были привлечены к первоочередному бытовому обслуживанию красной армии. Для этих целей создавались починно-обувные мастерские, бани и банно-дезинфекционные отряды и поезда. И если красноармейцы в то время могли использовать бани для массовых стирок обмундирования, то обычные горожане имели шанс помыться только в недели чистоты.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
68 Kb
Скачали:
0