1) Коммунально-бытовые услуги. Состояние практическивсех муниципализированных домовладений к концу 1920 г. было неудовлетворительным. Это связано с переходом к ускоренной индустриализации резкого роста численности горожан и в условиях реализации новой жилищной политики 1921-1924 гг. были созданы законодательные экономические и организационные стимулы для стихийного возникновения жилищной кооперации, которая нужна была для привлечения населения к работе по хозяйственному попечительству о жилище. Новая кооперация выполняла организационно-хозяйственные функции, связанные с ведением жилища, а также научилась извлекать у населения излишки денег для решения текущих хозяйственно-эксплуатационных вопросов и обеспечивало бесплатный труд своих членов.
2) Бытовое обслуживание. В сервисное обслуживание населения активно включился частник, и к началу 1927 г. в Москве уже было 123 частных портновских, 95 сапожных, 75 столярных и мебельных мастерских, 215 парикмахерских и 56 прачечных. Наиболее яркими фигурами службы сервиса в годы НЭПа были мастера, предлагавшие свои услуги на дому, - лудильщики, точильщики и сапожники. И при этом частник проявлял большую гибкость как в сфере оказания услуг, так и в уходе от налогового пресса государства. Вопреки сложившемуся отрицательному облику нэпомана (аморальность, нечистоплотность и криминальность) ему были присущи такие качества, как деловитость и активность, хозяйственная обязательность и взаимопомощь, социальна идентификация и корпоративность.
В этой отрасли развивался государственный сектор. Предприятия открывали собственные ремонтно-пошивочные и починочные мастерские, строились государственные бани, коммунальные прачечные, но общее состояние сферы коммунального хозяйства в этот период оставалось плачевным. Это прежде всего связано с бурным ростом городского населения. И в таких условиях люди не имели возможность помыться даже два раза в неделю в бане.
В 1922 г. стали создаваться государственные ломбарды, а в 1924 г. началось регулярное движение автобусов и «такси» по Москве. Закладывались основы транспортного сервиса.
3) Общественное питание с началом НЭПа стало сворачивать систему коммунальных столовых, и в октябре 1921 г. наркомат продовольствия разрешил частникам развернуть сеть кафе, ресторанов и столовых. В начале 1923 г. власти создают конкурирующую структуру – кооперативное товарищество «Народное питание» (Нарпит). Цены в заведениях Нарпита были невысокими, но ассортимент и качество блюд сильно уступали имеющимся в частной сети. Местные союзы потребительских обществ содержали и основную массу пивных, где в годы НЭПа не только пили, но и ели. Готовили там, по воспоминаниям современников, без затей, но вкусно.
Итоги первого Всесоюзного совещания по общественному питанию (6 -11 февраля 1927 г.), в котором приняли участие представители 34 регионов страны, продемонстрировали поворот к этой сфере рабочей кооперации и слабость материальной базы системы общепита. Было отмечено, что общественное питание считается убыточным и предложена организация общественных столовых с продажей водки и вина для покрытия убытков. Нарпитовские столовые, которых в 1927 г. было более 28000, стали теснить рестораны и кафе, но уже в 1931г. Нарпит был заменен государственным управлением по народному питанию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.