Сервис и повседневные ритуалы в царской России. Традиционный быт русского народа, страница 4

Развивался курортный отдых, осуществлялись поездки за границу в служебных целях или для получения образования, предлагались услуги связи.

3. В первой половине 19 в. крепостное право еще сохранялось, но уже росло число свободных крестьян, которые находили себе работу в сфере услуг в городах (извозчики, банщики, парикмахеры, прачки, полотеры, няньки, официанты). Они оказывали платные услуги любому горожанину, способному заплатить, в отличие от своих «коллег» в деревне, делавших это бесплатно своему хозяину.

Небогатые дворяне благодаря почтовой связи получили возможность знакомства с европейской сферой услуг и модой. Предприимчивые русские, почувствовав спрос на все иностранное, стали использовать эту слабую сторону заказчиков. Например, появились анекдотически вывески вроде «Стрижем и бреем козлов и баранов только что из Парижа». Несмотря на это государственная политика этого периода состояла в насаждении патриотизма (изучение литературного русского языка, использование в гардеробе сарафанов и кокошников и т. д.).

Нарастали темпы урбанизации. Горожане стали нуждаться в развитой сфере услуг – в области городского транспорта, торговли, пошива одежды, ремонта и оформления жилья, общественного питания и др.

Санитарно-гигиенические представления населения стали более совершенными. В богатых домах появились мраморные ванны, но без слива. В то же время у простолюдинов еще сохранялось представление о том, что паразиты в волосах человека – неотъемлемая реалия жизни.

По словам современника, «во всех землях, куда проникает европейское просвещение, первым делом его бывают танцы, наряды и гастрономия». Изменился не только набор блюд, но и порядок еды. В начале 19 в. многие дворяне еще помнили время, когда обед начинался в полдень, но постепенно время обеда сдвигалось вперед, и поэтому ужин (например, после бала) проходил в 2-3 часа ночи, либо совмещал несколько приемов пищи, либо отсутствовал вовсе. В 1815 году были опубликованы заметки одного русского путешественника. Он писал о Лондоне: «...здесь только один раз кушают, а никогда не ужинают, разве слегка чего-нибудь перекусят. А завтракают дважды – в первый раз как встанут (чай с тостами), во второй раз - в первом часу – посытнее. Обедают часов в шесть. В десять часов вечера – опять чай с тостами, так что ужин уже и не нужен». Такой европейский обычай находит своих сторонников и в России, обращая обед и чаепитие в важные события дня. И к началу 19 в. чай в России употребляли больше, чем в Европе.

Званые обеды отличались от ежедневных числом гостей и множеством церемоний. По русской традиции блюда подавались не все, а по очереди, в отличие от Европы, где блюда приходилось есть холодными. И поэтому с начала 19 в. русская традиция «обносить блюдо» распространилась по всей Европе. За каждым гостем стоял особый слуга с тарелкой в левой руке, чтобы при перемене блюд тотчас же поставить на место прежней чистую тарелку.

По мере оскудения дворянства званые обеды в имениях становились проще, торжествовала русская кухня. Иногда считалось допустимым заказать весь обед в ресторане и привезти его домой. В ресторан могли приглашать только на дружескую мужскую пирушку, но не на семейное торжество.

Многие дедовские привычки пережили европеизацию 18 в. Например, взять со стола угощение – гостинцы для детей, слуг, домашних животных.