Общая часть
1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления.
1.1 У. – ф-ция сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экономических, социальных), обеспечивающая сохранение их стр-ры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий мех-зм У.
Социальное У. – У. многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в социумах: племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец в гос-ве как самой широкой и сложной устойчивой чел. общности.
Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса соц. У. выступает власть.
1.2 Виды социального управления:
· Общественное
· Муниципальное
· Государственное
2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).
Г.В. в РФ осуществляется на основе разделения на 3 независимые и самостоятельные ветви власти.
В сущностной хар-ке исполнительной власти всегда выделялись прежде всего 2 ключевых момента: власть и исполнение.
Различие между устанавливающей общие нормы властью и исполнительной властью пролегает в области соотношения решения и исполнения.
Определяющие элементы сущностной хар-ки ГИВ:
1. социальное предназначение ГИВ, состоящее в исполнении общ. предписаний, т.е. решений представительной, президентской и правительственной власти
2. реал-ция ИВ через систему спец. исполнитель. органов власти
3. волевые импульсы ИВ проявляются в принятии управленческих решений и орг-ции их исполнения в процессе и в рез-те осущ-ния управленческой деят-сти как особого и специфического вида гос. деятельности и основной формы реал-ции ИВ.
Т.о., У. представляет собой деят-сть ИВ, которая осущ-тся главным образом в форме У. посредством осущ-ния многочисленных и разнообразных управленческих действий и процедур.
У. – это ИВ в действии.
3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (в сфере реализации исполнительной власти).
Виды гос. деят-сти:
1. родовые консолидированные гос. деят-сти, осуществляемые гос. органами ветвей власти, принято именовать ветвями гос. власти.
2. видовые специализированные формы гос. дет-сти являются производными от 3-х родовых ветвей ГВ. Пример: прокурорская власть, деят-сть счетной палаты.
3. функциональные формы гос. деят-сти, содержанием которых являются специфические ф-ции различных правоохранительных и иных гос. органов, осуществляющих следствие, дознание, ОРД, а также разрешительные, контрольные и др. ф-ции.
Признаки гос. У.:
1. практически организующий хар-р этого вида гос. деят-сти
2. непрерывный и циклический хар-р
3. исполнительно-распорядительный хар-р. Органы гос. У. (ГУ) исполняют законы, распоряжаясь.
4. Предмет административного права (области административно-правового регулирования).
Предмет АП – круг общественных отношений (о/о), регулируемых нормами АП.
Сфера адм.-правового регулирования (АПР) – совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент общественных отношений на правовом поле жизнедеятельности гражданского общества.
Адм.-правовые отношения являются объектом и сложной неоднородной областью адм.-правового регулирования о/о, которые делятся на специализированные группы – адм.-правовые институты.
Четыре области о/о, где действуют единые по своей предметно-родовой сущности, но различные по своей видовой хар-ке разновидности организационных отношений, являющихся предметом АПР:
1. организационные управленческие отношения в сфере реал-ции ИВ (ГУ)
Или внешнеуправленческие
Возникают в процессеи в рез-те реал-ции субъектом ИВ и осущ-ния им в пределах представленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов.
2. внутриорганизационные отношения во всех звеньях системы публичного У. и сферах гос. деят-сти
Или внутриаппаратные
Опосредуют внутриаппаратную деят-сть по внутр. орг-ции работы любых органов сис-мы публичного У. во всех сферах гос. деят-сти.
3. общегос. контрольно-организационные отношения
Возникают в процессе и в рез-те осущ-ния контрольной общегос. деят-сти, т.е. общегос. контроля, который в отличие обычного функционального контроля, являющегося всеобщ. упрапвленческой ф-цией – осущ-тся в рамках всего Г., от им. верховных гос. органов.
4. адм.-юстиционные организационно-охранительные отношения
Возникают в процессек и в рез-те осущ-ния судебного контроля за законностью решений и действий гос. и местной адм-ции, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями.
5. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм. АПН
АПН – установленное или санкционированное правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение.
Особенности АПН:
1. собственный предмет регулирования
2. повелительный хар-р АПН
3. есть гипотеза и диспозиция, но нет санкции
Виды АПН:
· обязывающие
Предписывают обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о порядке работы с обращениями граждан)
· запрещающие
Устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы адм. правонарушений)
· уполномочивающие
Предоставляют определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации.(нормы о праве граждан на жалобы)
· поощрительные
Уполномочивают соответствующие субъекты на применение различных мер поощрения.
6. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений. АПО
6.1 АПО – о/о, урегулированные нормами АП. Они возникают и изменяются с применением АПН.
6.2 Особенность:
· содержание
· АПО могут сущ-ть только, если они урегулированы нормами АП.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.