Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления

Страницы работы

Содержание работы

Общая часть

1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления.

1.1 У. – ф-ция сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экономических, социальных), обеспечивающая сохранение их стр-ры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.

Это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий мех-зм У.

Социальное У. – У. многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в социумах: племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец в гос-ве как самой широкой и сложной устойчивой чел. общности.

Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса соц. У. выступает власть.

1.2    Виды социального управления:

·  Общественное

·  Муниципальное

·  Государственное

2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).

Г.В. в РФ осуществляется на основе разделения на 3 независимые и самостоятельные ветви власти.

В сущностной хар-ке исполнительной власти всегда выделялись прежде всего 2 ключевых момента: власть и исполнение.

Различие между устанавливающей общие нормы властью и исполнительной властью пролегает в области соотношения решения и исполнения.

Определяющие элементы сущностной хар-ки ГИВ:

1.  социальное предназначение ГИВ, состоящее в исполнении общ. предписаний, т.е. решений представительной, президентской и правительственной власти

2.  реал-ция ИВ через систему спец. исполнитель. органов власти

3.  волевые импульсы ИВ проявляются в принятии управленческих решений и орг-ции их исполнения  в процессе и в рез-те осущ-ния управленческой деят-сти как особого и специфического вида гос. деятельности и основной формы реал-ции ИВ.

Т.о., У. представляет собой деят-сть ИВ, которая осущ-тся главным образом в форме У. посредством осущ-ния многочисленных и разнообразных управленческих действий и процедур.

У. – это ИВ в действии.

3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (в сфере реализации исполнительной власти).

Виды гос. деят-сти:

1.  родовые консолидированные гос. деят-сти, осуществляемые гос. органами ветвей власти, принято именовать ветвями гос. власти.

2.  видовые специализированные формы гос. дет-сти являются производными от 3-х родовых ветвей ГВ. Пример: прокурорская власть, деят-сть счетной палаты.

3.  функциональные формы гос. деят-сти, содержанием которых являются специфические ф-ции различных правоохранительных и иных гос. органов, осуществляющих следствие, дознание, ОРД, а также разрешительные, контрольные и др. ф-ции.

Признаки гос. У.:

1.  практически организующий хар-р этого вида гос. деят-сти

2.  непрерывный и циклический хар-р

3.  исполнительно-распорядительный хар-р. Органы гос. У. (ГУ) исполняют законы, распоряжаясь.

4. Предмет административного права (области административно-правового регулирования).

Предмет АП – круг общественных отношений (о/о), регулируемых нормами АП.

Сфера адм.-правового регулирования (АПР) – совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент общественных отношений на правовом поле жизнедеятельности гражданского общества.

Адм.-правовые отношения являются объектом и сложной неоднородной областью адм.-правового регулирования о/о, которые делятся на специализированные группы – адм.-правовые институты.

Четыре области о/о, где действуют единые по своей предметно-родовой сущности, но различные по своей видовой хар-ке разновидности организационных отношений, являющихся предметом АПР:

1.  организационные управленческие отношения в сфере реал-ции ИВ (ГУ)

Или внешнеуправленческие

Возникают в процессеи в рез-те реал-ции субъектом ИВ и осущ-ния им в пределах представленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов.

2.  внутриорганизационные отношения во всех звеньях системы публичного У. и сферах гос. деят-сти

Или внутриаппаратные

Опосредуют внутриаппаратную деят-сть по внутр. орг-ции работы любых органов сис-мы публичного У. во всех сферах гос. деят-сти.

3.  общегос. контрольно-организационные отношения

Возникают в процессе и в рез-те осущ-ния контрольной общегос. деят-сти, т.е. общегос. контроля, который в отличие обычного функционального контроля, являющегося всеобщ. упрапвленческой ф-цией – осущ-тся в рамках всего Г., от им. верховных гос. органов.

4.  адм.-юстиционные организационно-охранительные отношения

Возникают в процессек и в рез-те осущ-ния судебного контроля за законностью решений и действий гос. и местной адм-ции, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями.

5. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм. АПН

АПН – установленное или санкционированное правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение.

Особенности АПН:

1.   собственный предмет регулирования

2.  повелительный хар-р АПН

3.  есть гипотеза и диспозиция, но нет санкции

Виды АПН:

·  обязывающие

Предписывают обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о порядке работы с обращениями граждан)

·  запрещающие

Устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы адм. правонарушений)

·  уполномочивающие

Предоставляют определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации.(нормы о праве граждан на жалобы)

·  поощрительные

Уполномочивают соответствующие субъекты на применение различных мер поощрения.

6. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений. АПО

6.1 АПО – о/о, урегулированные нормами АП. Они возникают и изменяются с применением АПН.

6.2  Особенность:

·  содержание

·  АПО могут сущ-ть только, если они урегулированы нормами АП.

Похожие материалы

Информация о работе