Практическое
занятие №18
Т Е М А
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ
АНАТОМИЯ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ
И РЕВИЗИЯ
ОРГАНОВ ПРИ РАНЕНИЯХ.
ХИРУРГИЧЕСКАЯ
АНАТОМИЯ ОРГАНОВ ВЕРХНЕГО ЭТАЖА БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ И ОПЕРАЦИИ НА НИХ
Цель и учебные задачи. В результате
проведенного занятия курсанты должны: знать – топографическую анатомию брюшной полости,
анатомо-физиологические основы ревизии органов брюшной полости при ранениях,
хирургическую анатомию желудка, печени, желчных путей, поджелудочной железы, двенадцатиперстной
кишки и селезенки; анатомо-физиологические основы холецистэктомии; уметь – -ориентироваться
в операционной ране при выполнении оперативных вмешательств в брюшной полости и
на органах ее верхнего этажа; быть ознакомленными – с индивидуальными и возрастными
различиями в положении органов верхнего этажа брюшной полости, с техникой
ревизии органов брюшной полости при ранениях и заболеваниях, обоснованиями и
техникой ваготомии при язвенной болезни, со способами и основными этапами
резекции желудка, с техникой удаления селезенки при ранениях, с возможностями
лапароскопических операций; иметь опыт – пользования соответствующим специальным
хирургическим инструментарием, ориентироваться в операционной ране при выполнении
ревизии органов брюшной полости при ранениях и заболеваниях.
Учебные
вопросы и задания для подготовки к практическому занятию
1. Изучить этажи брюшной полости, синусы,
каналы, сумки, связки; полость малого сальника, ее стенки, использование при
доступах к органам.
2. Изучить технику общей ревизии
органов брюшной полости при ранениях и заболеваниях; хирургическую анатомию
желудка (обоснование этапов резекции желудка); хирургическую анатомию печени,
желчных путей, двенадцатиперстной кишки, поджелудочной железы, селезенки.
3. Изучить
анатомические основы и технику холецистэктомии.
4. Ознакомиться со специальным
хирургическом нструментарием (приложе-
ние 1).
Методические указания и задания для работы на
практическом занятии
1. Исходный
уровень знаний контролируется путем письменного опроса методом заполнения
контрольных карт (10 мин).
2. Изучение
топографии полости брюшины (40 мин). занятия. Пользуясь таблицами и препаратами,
уточняют понятия: полость живота, брюшная полость, брюшинная полость,
забрюшинное пространство. Распределяют обязанности хирурга, ассистентов,
операционной сестры, отграничивают поле препаровки. Рассекают переднюю брюшную
стенку через все слои соответственно верхней и боковым границам, отбрасывают ее
в виде лоскута книзу (рис.15).
Рис. 15. Форма и направление разрезов
при изучении хирургической анатомии органов брюшной полости (большой лоскут).
Отмечают положение круглой связки печени, которую
приходится пересечь, оценивают ее практическое значение. Рассматривают общее
положение большого сальника и органов брюшной полости, отношение органов к
брюшине в целом. Приподнимают сальник с поперечной ободочной кишкой и
демонстрируют этажи брюшной полости, перечисляя расположенные в них органы.
Изучают брюшинные образования верхнего этажа. Рассматривают печеночную и
преджелудочную сумки, их стенки, сообщение с соседними областями; оценивают
практическое значение селезеночного брюшинного кармана. Обращают внимание на
особенности подпеченочной сумки и рассекают в бессосудистой зоне
желудочно-ободочную связку, показывают стенки полости малого сальника,
подчеркивают ее большую замкнутость, уточняют, какие органы можно осмотреть,
войдя в нее. Находят сальниковое отверстие, показывают ограничивающие его
складки брюшины, уточняют их содержимое, осмысливают значение в диагностике
(пальпация) и при операциях, подчеркивают возможность закрытая отверстия
спайками при воспалительных процессах в желчных путях и др. Рассматривают
брюшинные образования нижнего этажа брюшной полости, каналы и синусы, сообщение
их с верхним этажом и полостью малого таза, отмечают практическое значение.
Рассматривают складки брыжеек и углубления в местах перехода брюшины на
соседние органы и брюшную стенку, отмечают их значение как мест выхода
внутренних грыж и формирования отграниченных гнойников.
3.Общая
ревизия органов брюшной полости (20 мин). Уясняют показания. Отмечают возможность
множественных повреждений органов, сложность диагностики и др. Обсуждают
применение диагностического лапароцентеза при тупой травме живота или остром
патологическом процессе в брюшной полости. Уточняют особенности оперативного
доступа, обезболивания, позицию оперирующих. Подчеркивают необходимость четкого
плана ревизии, производимой под контролем глаза и путем пальпации.
Используя лоскут передней брюшной стенки, дающий хороший
обзор органов брюшной полости, уточняют последовательность их ревизии, изучают
и отрабатывают приемы для осмотра каждого органа поэтажно, обследование
брюшинных сумок, каналов, синусов. Преподаватель показывает приемы для
отыскания печеночно-двенадцатиперстной связки, луковицы двенадцатиперстной
кишки, начальной и конечной петель тонкой кишки (методика Губарева),
подчеркивает необходимость тщательного и планомерного осмотра всего кишечника и
его брыжеек, а также заднего отдела париетальной брюшины, а при необходимости —
забрюшинного отдела двенадцатиперстной кишки (по Кохеру).