Топографическая анатомия брюшной полости и ревизия органов при ранениях

Страницы работы

Содержание работы

Практическое занятие №18

Т Е М А

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ

И РЕВИЗИЯ ОРГАНОВ ПРИ РАНЕНИЯХ.

ХИРУРГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ОРГАНОВ ВЕРХНЕГО ЭТАЖА БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ И ОПЕРАЦИИ НА НИХ

Цель и учебные задачи. В результате проведенного занятия курсанты должны: знать – топографическую анатомию брюшной полости, анатомо-физиологические основы ревизии органов брюшной полости при ранениях, хирургическую анатомию желудка, печени, желчных путей, поджелудочной железы, двенадцатиперстной кишки и селезенки; анатомо-физиологические основы холецистэктомии; уметь – -ориентироваться в операционной ране при выполнении оперативных вмешательств в брюшной полости и на органах ее верхнего этажа; быть ознакомленными – с индивидуальными и возрастными различиями в положении органов верхнего этажа брюшной полости, с техникой ревизии органов брюшной полости при ранениях и заболеваниях, обоснованиями и техникой ваготомии при язвенной болезни, со способами и основными этапами резекции желудка, с техникой удаления селезенки при ранениях, с возможностями лапароскопических операций; иметь опыт – пользования соответствующим специальным хирургическим инструментарием, ориентироваться в операционной ране при выполнении ревизии органов брюшной полости при ранениях и заболеваниях.

Учебные вопросы и задания для подготовки к практическому занятию

1.  Изучить этажи брюшной полости, синусы, каналы, сумки, связки; полость малого сальника, ее стенки, использование при доступах к органам.

2.  Изучить технику общей ревизии органов брюшной полости при ранениях и заболеваниях; хирургическую анатомию желудка (обоснование этапов резекции желудка); хирургическую анатомию печени, желчных путей, двенадцатиперстной кишки, поджелудочной железы, селезенки.

3.  Изучить анатомические основы и технику холецистэктомии.

4.  Ознакомиться со специальным хирургическом  нструментарием (приложе-

ние 1).

Методические указания и задания для работы на практическом занятии

1. Исходный уровень знаний контролируется путем письменного опроса методом заполнения контрольных карт (10 мин).

2. Изучение топографии полости брюшины (40 мин). занятия. Пользуясь таблицами и препаратами, уточняют понятия: полость живота, брюшная полость, брюшинная полость, забрюшинное пространство. Распределяют обязанности хирурга, ассистентов, операционной сестры, отграничивают поле препаровки. Рассекают переднюю брюшную стенку через все слои соответственно верхней и боковым границам, отбрасывают ее в виде лоскута книзу (рис.15).

Рис. 15. Форма и направление разрезов при изучении хирургической анатомии органов брюшной полости (большой лоскут).

Отмечают положение круглой связки печени, которую приходится пересечь, оценивают ее практическое значение. Рассматривают общее положение большого сальника и органов брюшной полости, отношение органов к брюшине в целом. Приподнимают сальник с поперечной ободочной кишкой и демонстрируют этажи брюшной полости, перечисляя расположенные в них органы. Изучают брюшинные образования верхнего этажа. Рассматривают печеночную и преджелудочную сумки, их стенки, сообщение с соседними областями; оценивают практическое значение селезеночного брюшинного кармана. Обращают внимание на особенности подпеченочной сумки и рассекают в бессосудистой зоне желудочно-ободочную связку, показывают стенки полости малого сальника, подчеркивают ее большую замкнутость, уточняют, какие органы можно осмотреть, войдя в нее. Находят сальниковое отверстие, показывают ограничивающие его складки брюшины, уточняют их содержимое, осмысливают значение в диагностике (пальпация) и при операциях, подчеркивают возможность закрытая отверстия спайками при воспалительных процессах в желчных путях и др. Рассматривают брюшинные образования нижнего этажа брюшной полости, каналы и синусы, сообщение их с верхним этажом и полостью малого таза, отмечают практическое значение. Рассматривают складки брыжеек и углубления в местах перехода брюшины на соседние органы и брюшную стенку, отмечают их значение как мест выхода внутренних грыж и формирования отграниченных гнойников.

3.Общая ревизия органов брюшной полости (20 мин). Уясняют показания. Отмечают возможность множественных повреждений органов, сложность диагностики и др. Обсуждают применение диагностического лапароцентеза при тупой травме живота или остром патологическом процессе  в брюшной полости. Уточняют особенности оперативного доступа, обезболивания, позицию оперирующих. Подчеркивают необходимость четкого плана ревизии, производимой под контролем глаза и путем пальпации.

Используя лоскут передней брюшной стенки, дающий хороший обзор органов брюшной полости, уточняют последовательность их ревизии, изучают и отрабатывают приемы для осмотра каждого органа поэтажно, обследование брюшинных сумок, каналов, синусов. Преподаватель показывает приемы для отыскания печеночно-двенадцатиперстной связки, луковицы двенадцатиперстной кишки, начальной и конечной петель тонкой кишки (методика Губарева), подчеркивает необходимость тщательного и планомерного осмотра всего кишечника и его брыжеек, а также заднего отдела париетальной брюшины, а при необходимости — забрюшинного отдела двенадцатиперстной кишки (по Кохеру).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Хирургия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
59 Kb
Скачали:
0