Топографическая анатомия брюшной полости и ревизия органов при ранениях, страница 3

Осматривают горизонтальную и восходящую части двенадцатиперстной кишки и заднюю поверхность головки и тела поджелудочной железы. Обращают внимание на возможность сдавления восходящей части двенадцатиперстной кишки элементами корня брыжейки тонкой кишки. Оттянув желудок кверху, препарируют сосуды двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы, уточняют положение селезеночных сосудов, место формирования воротной вены. Оценивают практическое значение тесных взаимоотношений воротной вены, головки и тела поджелудочной железы. Изучают иннервацию и пути лимфооттока двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы. Обсуждают доступы к различным отделам двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы в пределах брюшной полости и забрюшинного пространства в целях ее ревизии или оперативных вмешательств.

8. Изучение хирургической анатомии селезенки (10 мин). Препарируют ножку селезенки, оценивают технику ее удаления при ранениях. Обсуждают возможности ушивания ран селезенки, а также цель и приемы вшивания ткани удаленной селезенки в большой сальник.

9. Демонстрация  видеофильм а (10 мин),

Заключение

Обращается внимание на важность четких представлений об общей топографии брюшной полости и строгий порядок и последовательность ее ревизии.
Вместе с тем, вскрытие брюшной полости всегда сопровождается нарушениями функций не только тех органов, на которых производилось хирургическое вмешательство, но и многих других органов и систем тела человека (сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и др.). Поэтому необходимо знание не только топографо-анатомических основ операций, но и их физиологические последствия для профилактики послеоперационных осложнений. В связи с этим необходимо готовить сердечно-сосудистую систему больного к условиям неизбежно возникающего после лапаротомии застоя кровообращения, восполнить кровопотерю, приучать к глубокому и полному дыханию для предотвращения склонности к поверхностному дыханию из-за болезненности брюшной стенки, которая ведет к гиповентиляции легких, развитию у них гипостаза и развитию различных послеоперационных легочных осложнений, включая пневмонию.
Подводятся итоги занятия, выставляются итоговые оценки с учетом исходного уровня знаний, ответов по ходу освоения разделов и вопросов темы, качества отработки практических навыков, а также ответов на отдельные контрольные вопросы из предлагаемого перечня.

Контрольные вопросы

1. В каких отделах брюшной полости могут быть обнаружены пищевые массы при прободной язве передней стенки желудка? Задней стенки желудка?

2. Какие артерии обеспечивают кровоснабжение культи желудка и двенадцатиперстной кишки после резекции 2/3 желудка?

3. Как произвести ревизию желудка?

4. Какими путями можно войти в полость малого сальника?

5. Как после срединной лапаротомии попасть в верхний или нижний этаж брюшной полости?

6. Как произвести ревизию поджелудочной железы?

7. Какие из элементов печеночно-двенадцатиперстной связки находятся позади верхней горизонтальной части двенадцатиперстной кишки?

8. Каковы анатомические обоснования сегментарного строения печени и что такое сегмент?

9. Как обосновать необходимость перитонизации ложа желчного пузыря после холецистэктомии?

10. Как выполнить ревизию задней стенки двенадцатиперстной кишки и головки поджелудочной железы?

11. Как анатомически объяснить портальный застой при раке головки поджелудочной железы?