Осматривают горизонтальную и восходящую части
двенадцатиперстной кишки и заднюю поверхность головки и тела поджелудочной
железы. Обращают внимание на возможность сдавления восходящей части
двенадцатиперстной кишки элементами корня брыжейки тонкой кишки. Оттянув
желудок кверху, препарируют сосуды двенадцатиперстной кишки и поджелудочной
железы, уточняют положение селезеночных сосудов, место формирования воротной
вены. Оценивают практическое значение тесных взаимоотношений воротной вены,
головки и тела поджелудочной железы. Изучают иннервацию и пути лимфооттока
двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы. Обсуждают доступы к различным
отделам двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы в пределах брюшной
полости и забрюшинного пространства в целях ее ревизии или оперативных
вмешательств.
8. Изучение
хирургической анатомии селезенки (10 мин). Препарируют ножку селезенки,
оценивают технику ее удаления при ранениях. Обсуждают возможности ушивания ран
селезенки, а также цель и приемы вшивания ткани удаленной селезенки в большой
сальник.
9. Демонстрация
видеофильм а (10 мин),
Заключение
Обращается внимание на важность четких представлений
об общей топографии брюшной полости и строгий порядок и последовательность ее
ревизии.
Вместе с тем, вскрытие брюшной полости всегда
сопровождается нарушениями функций не только тех органов, на которых
производилось хирургическое вмешательство, но и многих других органов и систем
тела человека (сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и др.).
Поэтому необходимо знание не только топографо-анатомических основ операций, но
и их физиологические последствия для профилактики послеоперационных осложнений.
В связи с этим необходимо готовить сердечно-сосудистую систему больного к
условиям неизбежно возникающего после лапаротомии застоя кровообращения,
восполнить кровопотерю, приучать к глубокому и полному дыханию для
предотвращения склонности к поверхностному дыханию из-за болезненности брюшной
стенки, которая ведет к гиповентиляции легких, развитию у них гипостаза и
развитию различных послеоперационных легочных осложнений, включая пневмонию.
Подводятся итоги занятия, выставляются итоговые
оценки с учетом исходного уровня знаний, ответов по ходу освоения разделов и
вопросов темы, качества отработки практических навыков, а также ответов на
отдельные контрольные вопросы из предлагаемого перечня.
Контрольные вопросы
1. В каких отделах брюшной полости могут быть обнаружены
пищевые массы при прободной язве передней стенки желудка? Задней стенки
желудка?
2. Какие артерии обеспечивают кровоснабжение культи желудка
и двенадцатиперстной кишки после резекции 2/3 желудка?
3. Как произвести ревизию желудка?
4. Какими путями можно войти в полость малого сальника?
5. Как после срединной лапаротомии попасть в верхний или
нижний этаж брюшной полости?
6. Как произвести ревизию поджелудочной железы?
7. Какие из элементов печеночно-двенадцатиперстной связки
находятся позади верхней горизонтальной части двенадцатиперстной кишки?
8. Каковы анатомические обоснования сегментарного строения
печени и что такое сегмент?
9. Как обосновать необходимость перитонизации ложа желчного
пузыря после холецистэктомии?
10. Как выполнить ревизию задней стенки двенадцатиперстной
кишки и головки поджелудочной железы?
11. Как анатомически объяснить портальный застой при раке
головки поджелудочной железы?