Заболевания шейки матки. Диагностика и методы лечения, страница 2

3.  Забор материала для цитологического, микроскопического и бактериологического исследования, взятием мазков и смывов из влагалища, цервикального канала, уретры. Бимануальное влагалищно-брюшностеночное и влагалищно-ректальное исследование.

4.  Правила постановки диагноза, его обоснование. Дифференциальный диагноз.

5.  Заслушивание реферативного сообщения на тему: «Роль А.А. Китера в отечественной гинекологии».

6.  Работа в лаборатории с микроскопом,  микроскопия   цитологического материала из влагалища,   цервикального канала в норме и при различной патологии

7.  Работа в амбулатории на специализированном приёме по патологии шейки матки. Изучение методики проведения простой и расширенной кольпоскопии при   патологии шейки матки.

8.  Демонстрация в условиях операционной раздельного диагностического выскабливания цервикального канала и стенок полости матки с заполнением соответствующей документации.

9.  Клиническая работа с пациентами в отделениях клиники. Разбор больных.

10.   Решение ситуационных задач.

Содержание и методика проведения занятия.

1. Введение.

Возникновение и развитие патологических состояний влагалищной части шейки матки - сложный и  длительный  процесс, многие стороны которого еще недостаточно изучены. Наиболее часто раковому процессу предшествуют псевдоэрозия, эктропион, лейкоплакия, цервициты и другие поражения шейки матки.

Несмотря на то, что рак шейки матки в настоящее время считается предотвратимой формой патологии, в структуре гинекологической заболеваемости занимает значительное место, хотя доля его в общей популяции женщин заметно уменьшилась. В то же время у женщин в возрасте до 30 лет отмечается увеличение случаев рака шейки матки. В течение ряда лет считалось, что этот возрастной период в плане репродуктивного здоровья наиболее благополучный. Однако это не совсем так, ибо иногда факторы внешней среды оказывают неблагоприятное воздействие на менструальную и детородную функции, кроме того, пик фоновых заболеваний отмечается именно в этом возрасте.

Причинами возникновения данных заболеваний являются: травматические повреждения шейки матки, инфицирование, гормональные расстройства, аутоиммунные процессы.

3. Контроль усвоения курсантами схемы обследования  больных с заболеваниями шейки матки.

1.Фамилия, имя, отчество, возраст, профессия.

2.Жалобы.

3.Анамнез: перенесенные заболевания (общие заболевания) и  операции; беременности и их исходы; менструальная функция, дата последней менструации.  Длительность  заболевания,  предполагаемая причина, проводившееся лечение и его эффективность.

4.Обследование больной: исследование органов и систем проводится по общепринятым методикам.

5.Осмотр наружных половых органов.

6.Осмотр влагалища  и  шейки  матки с помощью зеркал:  состояние слизистой оболочки, наличие гиперемии, изъявлений; количество и характер выделений; осмотр шейки матки, ее форма, величина, состояние слизистой оболочки влагалищной части шейки матки, эрозии, изъявления, образования, состояние внутреннего зева. Во время осмотра берутся соскобы для цитологического исследования из цервикального канала,  влагалищной части шейки матки, мазки из заднего свода влагалища.

7. Проведение бимануального исследования:  оценка положения, величины, консистенции шейки и тела матки;  пальпация  придатков матки; состояние сводов влагалища.

8. Проведение ректовагинального исследования: оценка состояния параметральных областей.

9. Инструментальные методы исследования: кольпоскопия простая и      расширенная, проведение пробы Шиллера; взятие биопсии шейки матки. Диагностическое выскабливание цервикального канала и полости матки. Ультразвуковые методы исследования органов  малого  таза и брюшной полости.

10. Лабораторные исследования: клинические анализы крови и мочи, биохимические анализы крови, цитологические и гистологические исследования.

11. Диагноз.

 4. Самостоятельная работа курсантов.

Место проведения: гинекологическое отделение, амбулатория клиники.

Курсанты под руководством преподавателя курируют больных с различными фоновыми и предраковыми заболеваниями и раком шейки матки.

Преподаватель оказывает помощь, направляет их работу, предлагает высказать свои мнения по поводу курируемых больных.