Вывод: , то есть f – возрастающая.
После чего учащимся сообщить, что в дальнейшем будем рассматривать функции, заданные формулой , только при a>0 и что они называются показательными функциями. Закрепление нужно провести на таких упражнениях:
-Например, исследовать функцию, заданную формулой:
а) ; б) , где .
Определение степени с положительным основанием и дробным показателем небходимо ввести следующим образом:
- Строится график показательной функции, заданной формулой , на множестве целых чисел.
- Замечаем, что график функции состоит из отдельных точек, абсциссы которых есть целые числа, и что точки располагаются по некоторой плавной кривой. Проведя эту линию, надо убедиться, что она является графиком некоторой новой функции, например f, которая определена на множестве всех чисел. По графику функции f найти её значения при . Например, ; и др. Затем обратить внимание учащихся на то, что значения функции fдля могут быть найдены по формуле . Если предположить, что и для нецелых значений xможно находить соответствующие значения функции f по формуле , то следует считать, что и так далее. Но такие выражения не имеют смысла, так как понятие степени пока определено для целого показателя. Чтобы этим выражениям придать смысл, расширим понятие степени на случай с дробным показателем, определив степень с дробным показателем.
Будем исходить, что и для любого показателя сохранилось основное свойство степени с целым показателем: . Тогда например, , то есть , кроме того по графику функции f. Но положительное число, квадрат которого равен двум, есть арифметический квадратный корень из числа 2. Поэтому можно считать , кроме того и по графику найдено . То есть целесообразно приписать следующий вывод: .
На основе вышеприведенных рассуждений ввести следующее определение:
- Если а>0 и х – произвольное дробное число, представленное дробью , где m - целое n – натуральное, то .
После чего отдельно ввести ещё одно определение:
- Если а=0 и х – дробное положительное число, то
Рассмотрев свойства степени с рациональным показателем и достаточно поупражнявшись в их тождественных преобразованиях перейти к исследованию показательной функции с областью определения Q.
Затем до построения графика при некоторых значениях а провести доказательство следующих свойств показательной функции:
1. функция принимает только положительные значения;
2. функция является возрастающей при а>1;
3. функция является убывающей при 0<а<1;
4. функция не монотонна при а=1.
Данные свойства доказать, опираясь на определения и свойства степеней с целым и дробным показателями. Например, можно провести доказательство свойства 2. при а=2 так:
Дано:
Доказать: f – возрастающая.
Доказательство:
1. и .
2. f – возрастающая, если для любых значений аргумента из
3. , где
4.
5. и - по определению степени с дробным показателем.
6. , так как функция возрастает при а>1.
7. , так как функция вида - возрастает.
8. - по определению степени с дробным показателем.
Итак, f – возрастающая.
Теперь можно перейти к построению графика показательной функции на множестве рациональных чисел, где сообщить учащимся о существовании монотонной функции на множестве действительных чисел; её можно задать формулой вида , где а>0.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.