Значение и место изучения показательной и логарифмической функций, страница 2

Уметь проводить доказательство монотонности степенной функции, заданной формулой  с натуральным показателем при  - аналитически давать графическую иллюстрацию:

Дано:

Доказать: f – возрастающая.

Доказательство:

f – возрастающая, если:

, то есть: ,  

Аналогичные требования предъявляются к усвоению учащимися  свойств корней n-й степени и арифметического корня. Так, из тождества  при  учащиеся уметь выводить следующие свойства корня n-й степени:

1)

2)

3)

Уметь доказывать аналитически и проводить графическую иллюстрацию следующего свойства корня n-й степени:

- Значения корня  при  возрастают с возрастанием значений x.

Дано: ,

Доказать:

Доказательство:

1) - по определению арифметического корня.

2) , так как из

Итак: .

Надо подчеркнуть, что доказательство данного свойства корня n-й степени есть суть доказательства монотонности функции, заданной формулой  при .

Теперь прежде чем перейти к определению степени с рациональным показателем, следует ввести понятие показательной функции с областью определения Z.

Учащимся необходимо предложить построить графики нескольких функций, заданных формулой вида: , где x и y – переменные и , при различных значениях , кроме =0. Надо также рассмотреть случаи: а<0, 0<a<1, a=1, a>1. В начале нужно составить таблицы значений переменных x и y, вычисленных по формуле (листки с таблицей можно составить заранее):

x

y

x

y

x

y

x

y

-3

-0,125

-3

8

-3

1

-3

0,125

-2

0,25

-2

4

-2

1

-2

0,25

-1

-0,5

-1

2

-1

1

-1

0,5

0

1

0

1

0

1

0

1

1

-2

1

0,5

1

1

1

2

2

4

2

0,25

2

1

2

4

3

-8

3

0,125

3

1

3

8

1. График функции :         2. График функции :

         

3. График функции :             4. График функции :

       

На основе анализа соответствующих таблиц и графиков учащихся нужно подвести к предположению, что справедливы следующие свойства функций:

1) При a>0 функция, заданная формулой , где  , принимает положительные значения.

2) При a>1 функция, заданная формулой , где  , возрастает; при 0<a<1 – убывает.

Затем провести доказательство этих свойств, опираясь на свойства степени с целым показателем. При ведении записи доказательства учащиеся должны приводить использованное свойство степени с целым показателем или его существенные признаки, а не указывать только его порядковый номер. Например, запись доказательства второго свойства при a>1 можно сформировать так:

Дано:

Доказать: f – возрастающая.

Доказательство:

1.   и .

2.  f – возрастающая, если для любых значений аргумента из , то есть из .

3.  , так как  при  и .

4.