Методика изучения действительных чисел.
План:
1. О необходимости изучения действительных чисел в школьном курсе.
2. Введение иррационального числа в восьмилетней школе.
3. Изучение действительных чисел в 10 классе.
1. О необходимости изучения действительных чисел в школьном курсе.
Нет другого раздела школьного курса математики, который усваивался бы с таким трудом, как раздел, посвященный переходу от множества рациональных чисел к множеству действительных, осуществляемых в 8 классе через введение иррациональных чисел.
На вопрос о том, что же такое иррациональное число, часто выпускники школ отвечают, что это корень. Считают, что если и сложить можно, то сумму чисел и определить нельзя. Если при решении квадратного уравнения абитуриент получает в ответе числа , то считают, что уравнение составлено неверно.
Обойтись без иррационального числа в курсе элементарной математики нельзя, но ни одна из существующих теорий действительных чисел по своей сложности неприемлема в школе. Поэтому учащиеся знакомятся с действительными числами в ознакомительном порядке.
Действительные числа в школьном курсе изучаются дважды: при введении иррационального числа в курсе А-8 и в 10 классе этой теме посвящен параграф 1 (2 пункта). Необходимость изучения множества действительных чисел в школьном курсе диктуется, прежде всего, потребностями самого курса математики.
Изучением множества R завершается рассмотрение числовых множеств в школьном курсе. Понятие действительного числа лежит в основе метрической геометрии и измерения геометрических величин. Без понятия действительного числа нельзя четко определить понятия предела числовой последовательности и функции, иными словами – нельзя ввести начала анализа, предусмотренные программой.
2. Введение иррационального числа в восьмилетней школе.
Первое знакомство учащихся с иррациональными числами происходит в курсе алгебры 8 класса в теме «Квадратные корни».
Параграф 20 «Арифметический квадратный корень». Основная цель: ввести определение квадратного корня, арифметического квадратного корня, показать алгоритм доказательства того, что число является арифметическим квадратным корнем.
Понятие квадратного корня и арифметического квадратного корня появляются в ходе решения задачи на нахождения стороны квадрата по известной его площади. Важно, чтобы учащиеся хорошо усвоили, что символ вводится только для арифметического квадратного корня, обозначающего неотрицательный корень уравнения . Число, противоположное арифметическому корню, обозначается . и только, но .
Учащиеся должны уяснить, что есть число неотрицательное. После того, как сформулировано первоначальное представление об арифметическом квадратном корне из числа и введен символ , можно поставить вопрос о том, при каких значениях переменной выражение имеет смысл. При - смысла нет (из определения ). Квадратный корень из , это такое неотрицательное число, квадрат которого равен .
Но при любом ли определено выражение ?
В связи с постановкой этого вопроса естественным образом вводятся в рассмотрение такие выражения, как и т.д.
Алгоритм проверки факта, что данное число состоит из 2 шагов: 1). ; 2).. Для отработки этого алгоритма – упражнение №241.
Упражнение №239. Какое из указанных равенств является верным?
Упражнение №252. При каком значении верно равенство: .
Упражнение №313. При каком значении имеет смысл выражение .
Параграф 21 посвящен понятию действительного иррационального числа и приближенному вычислению квадратных корней.
Натуральные числа |
Целые числа |
Рациональные числа |
Положительные рациональные числа |
Иррациональные числа |
Иррациональные числа |
Рациональные |
Цель: познакомить учащихся с понятием иррационального числа, с множеством действительных чисел и обобщить имеющиеся у учащихся представления о числовых множествах.
Таблица 1 Таблица 2.
Запись рациональных и иррациональных чисел в виде бесконечной десятичной дроби. Рациональное число – бесконечная периодическая и конечная дробь. Иррациональное число – бесконечная непериодическая дробь. Пример: 0,1010010001. Бесконечные десятичные непериодические дроби называют иррациональными числами.
- примеры иррациональных чисел, одна из форм их записи. Нельзя сказать: корни квадратные называются иррациональными числами. Требовать доказательства того факта, что есть иррациональное число, не следует. Учащиеся знакомятся с одним приближенным методом извлечения (так называемый метод проб).
разделим на 10 равных частей
2,0 2,1 2,2 2,3
4,0 4,41 4,84 5,29 2,2<<2,3
разделим на 10 равных частей
2,20 2,21 2,22 2,23 2,24
4,8400 4,8841 4,9284 4,9729 5,0176
2,23 <<2.24
Изучая тождество , свойства корней, следует обращать внимание учащихся на запись точного и приближенного результата. Учащиеся должны четко представлять, что есть число, записанное в виде суммы двух иррациональных чисел, можно найти его приближенное значение.
3. Изучение действительных чисел в 10 классе.
Тема «Действительные числа» изучается в курсе алгебры и начала анализа 10 класса, является вспомогательной для изучения элементов математического анализа. В 10 классе расширяются возможности приведения различных форм записи иррациональных чисел.
. При изучении логарифмической функции появляется еще одна форма записи иррациональных чисел
Учащиеся должны знать, что любое рациональное число может быть представлена в виде бесконечной периодической дроби, быть представлено в виде бесконечной непериодической дроби.
В учебнике предлагается учащимся одна довольно оригинальная форма обращения периодической десятичной дроби в обыкновенную.
Столько цифр «9» в знаменателе, сколько цифр в периоде. Сколько нулей в знаменателе, сколько цифр до периода. Действия над действительными числами. Изображение действительных чисел на числовой оси.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.