Методика изучения действительных чисел.
План:
1. О необходимости изучения действительных чисел в школьном курсе.
2. Введение иррационального числа в восьмилетней школе.
3. Изучение действительных чисел в 10 классе.
1. О необходимости изучения действительных чисел в школьном курсе.
Нет другого раздела школьного курса математики, который усваивался бы с таким трудом, как раздел, посвященный переходу от множества рациональных чисел к множеству действительных, осуществляемых в 8 классе через введение иррациональных чисел.
На вопрос о том, что же такое иррациональное число,
часто выпускники школ отвечают, что это корень. Считают, что если и
сложить
можно, то сумму чисел
и
определить
нельзя. Если при решении квадратного уравнения абитуриент получает в ответе
числа
, то считают, что уравнение составлено
неверно.
Обойтись без иррационального числа в курсе элементарной математики нельзя, но ни одна из существующих теорий действительных чисел по своей сложности неприемлема в школе. Поэтому учащиеся знакомятся с действительными числами в ознакомительном порядке.
Действительные числа в школьном курсе изучаются дважды: при введении иррационального числа в курсе А-8 и в 10 классе этой теме посвящен параграф 1 (2 пункта). Необходимость изучения множества действительных чисел в школьном курсе диктуется, прежде всего, потребностями самого курса математики.
Изучением множества R завершается рассмотрение числовых множеств в школьном курсе. Понятие действительного числа лежит в основе метрической геометрии и измерения геометрических величин. Без понятия действительного числа нельзя четко определить понятия предела числовой последовательности и функции, иными словами – нельзя ввести начала анализа, предусмотренные программой.
2. Введение иррационального числа в восьмилетней школе.
Первое знакомство учащихся с иррациональными числами происходит в курсе алгебры 8 класса в теме «Квадратные корни».
Параграф 20 «Арифметический квадратный корень». Основная цель: ввести определение квадратного корня, арифметического квадратного корня, показать алгоритм доказательства того, что число является арифметическим квадратным корнем.
Понятие квадратного корня и арифметического
квадратного корня появляются в ходе решения задачи на нахождения стороны
квадрата по известной его площади. Важно, чтобы учащиеся хорошо усвоили, что
символ вводится только для арифметического
квадратного корня, обозначающего неотрицательный корень уравнения
. Число, противоположное арифметическому корню,
обозначается
.
и
только, но
.
Учащиеся должны уяснить, что есть
число неотрицательное. После того, как сформулировано первоначальное
представление об арифметическом квадратном корне из числа
и введен символ
,
можно поставить вопрос о том, при каких значениях переменной
выражение
имеет
смысл. При
- смысла нет (из определения
). Квадратный корень из
, это такое неотрицательное число, квадрат
которого равен
.
Но при любом ли определено
выражение
?
В связи с постановкой этого вопроса естественным
образом вводятся в рассмотрение такие выражения, как и
т.д.
Алгоритм проверки факта, что данное число состоит из 2 шагов: 1).
; 2).
. Для
отработки этого алгоритма – упражнение №241.
Упражнение №239. Какое из указанных равенств является верным?
Упражнение
№252. При каком значении верно равенство:
.
Упражнение
№313. При каком значении имеет смысл выражение
.
Параграф 21 посвящен понятию действительного иррационального числа и приближенному вычислению квадратных корней.
|
|
Рациональные числа |
|
Иррациональные числа |
Иррациональные числа |
Рациональные |
Цель: познакомить учащихся с понятием иррационального числа, с множеством действительных чисел и обобщить имеющиеся у учащихся представления о числовых множествах.
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
Таблица 1 Таблица 2.
Запись рациональных и иррациональных чисел в виде бесконечной десятичной дроби. Рациональное число – бесконечная периодическая и конечная дробь. Иррациональное число – бесконечная непериодическая дробь. Пример: 0,1010010001. Бесконечные десятичные непериодические дроби называют иррациональными числами.
-
примеры иррациональных чисел, одна из форм их записи. Нельзя сказать: корни
квадратные называются иррациональными числами. Требовать доказательства того
факта, что
есть иррациональное число, не следует.
Учащиеся знакомятся с одним приближенным методом извлечения
(так называемый метод проб).
разделим
на 10 равных частей
2,0 2,1 2,2 2,3
![]() |
4,0 4,41 4,84 5,29
2,2<
<2,3
разделим на 10 равных частей
2,20 2,21 2,22 2,23
2,24
![]() |
4,8400 4,8841 4,9284 4,9729
5,0176
2,23
<<2.24
Изучая
тождество , свойства корней, следует обращать
внимание учащихся на запись точного и приближенного результата. Учащиеся должны
четко представлять, что
есть число, записанное
в виде суммы двух иррациональных чисел, можно найти его приближенное значение.
3. Изучение действительных чисел в 10 классе.
Тема «Действительные числа» изучается в курсе алгебры и начала анализа 10 класса, является вспомогательной для изучения элементов математического анализа. В 10 классе расширяются возможности приведения различных форм записи иррациональных чисел.
. При изучении логарифмической функции появляется еще
одна форма записи иррациональных чисел
Учащиеся должны знать, что любое рациональное число может быть представлена в виде бесконечной периодической дроби, быть представлено в виде бесконечной непериодической дроби.
В учебнике предлагается учащимся одна довольно оригинальная форма обращения периодической десятичной дроби в обыкновенную.
Столько цифр «9» в знаменателе, сколько цифр в периоде. Сколько нулей в знаменателе, сколько цифр до периода. Действия над действительными числами. Изображение действительных чисел на числовой оси.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.