Методика изучения действительных чисел.
План:
1. О необходимости изучения действительных чисел в школьном курсе.
2. Введение иррационального числа в восьмилетней школе.
3. Изучение действительных чисел в 10 классе.
1. О необходимости изучения действительных чисел в школьном курсе.
Нет другого раздела школьного курса математики, который усваивался бы с таким трудом, как раздел, посвященный переходу от множества рациональных чисел к множеству действительных, осуществляемых в 8 классе через введение иррациональных чисел.
На вопрос о том, что же такое иррациональное число,
часто выпускники школ отвечают, что это корень. Считают, что если 
 и 
 сложить
можно, то сумму чисел 
 и 
 определить
нельзя. Если при решении квадратного уравнения абитуриент получает в ответе
числа 
, то считают, что уравнение составлено
неверно.
Обойтись без иррационального числа в курсе элементарной математики нельзя, но ни одна из существующих теорий действительных чисел по своей сложности неприемлема в школе. Поэтому учащиеся знакомятся с действительными числами в ознакомительном порядке.
Действительные числа в школьном курсе изучаются дважды: при введении иррационального числа в курсе А-8 и в 10 классе этой теме посвящен параграф 1 (2 пункта). Необходимость изучения множества действительных чисел в школьном курсе диктуется, прежде всего, потребностями самого курса математики.
Изучением множества R завершается рассмотрение числовых множеств в школьном курсе. Понятие действительного числа лежит в основе метрической геометрии и измерения геометрических величин. Без понятия действительного числа нельзя четко определить понятия предела числовой последовательности и функции, иными словами – нельзя ввести начала анализа, предусмотренные программой.
2. Введение иррационального числа в восьмилетней школе.
Первое знакомство учащихся с иррациональными числами происходит в курсе алгебры 8 класса в теме «Квадратные корни».
Параграф 20 «Арифметический квадратный корень». Основная цель: ввести определение квадратного корня, арифметического квадратного корня, показать алгоритм доказательства того, что число является арифметическим квадратным корнем.
Понятие квадратного корня и арифметического
квадратного корня появляются в ходе решения задачи на нахождения стороны
квадрата по известной его площади. Важно, чтобы учащиеся хорошо усвоили, что
символ 
 вводится только для арифметического
квадратного корня, обозначающего неотрицательный корень уравнения 
. Число, противоположное арифметическому корню,
обозначается 
.   
 и
только, но 
.
Учащиеся должны уяснить, что 
 есть
число неотрицательное. После того, как сформулировано первоначальное
представление об арифметическом квадратном корне из числа 
 и введен символ 
,
можно поставить вопрос о том, при каких значениях переменной 
 выражение 
 имеет
смысл. При 
 - смысла нет (из определения 
). Квадратный корень из 
,  это такое неотрицательное число, квадрат
которого равен 
. 
Но при любом ли 
 определено
выражение 
?
В связи с постановкой этого вопроса естественным
образом вводятся в рассмотрение такие выражения, как 
 и
т.д. 
Алгоритм проверки факта, что данное число 
 состоит из 2 шагов: 1). 
; 2).
. Для
отработки этого алгоритма – упражнение №241.
Упражнение №239. Какое из указанных равенств является верным?
![]()
Упражнение
№252. При каком значении 
 верно равенство: 
.
Упражнение
№313. При каком значении 
 имеет смысл выражение 
.
Параграф 21 посвящен понятию действительного иррационального числа и приближенному вычислению квадратных корней.
| 
   
  | 
 
| 
   
  | 
 
| 
   Рациональные числа  | 
 
| 
   
  | 
 
| 
   Иррациональные числа  | 
 
| 
   Иррациональные числа  | 
  
  
 Рациональные  | 
 
Цель: познакомить учащихся с понятием иррационального числа, с множеством действительных чисел и обобщить имеющиеся у учащихся представления о числовых множествах.
![]()  | 
 |||||||||
![]()  | 
 |||||||||
![]()  | 
 |||||||||
![]()  | 
 |||||||||
Таблица 1 Таблица 2.
Запись рациональных и иррациональных чисел в виде бесконечной десятичной дроби. Рациональное число – бесконечная периодическая и конечная дробь. Иррациональное число – бесконечная непериодическая дробь. Пример: 0,1010010001. Бесконечные десятичные непериодические дроби называют иррациональными числами.
          
 -
примеры иррациональных чисел, одна из форм их записи. Нельзя сказать: корни
квадратные называются иррациональными числами. Требовать доказательства того
факта, что 
 есть иррациональное число, не следует.
Учащиеся знакомятся с одним приближенным методом извлечения 
 (так называемый метод проб).
           
 разделим
на 10 равных частей
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
      2,0        2,1       2,2       2,3
      4,0     4,41      4,84     5,29   
2,2<
<2,3
 разделим на 10 равных частей
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
         2,20        2,21         2,22       2,23     
2,24
      4,8400     4,8841    4,9284  4,9729 
5,0176
2,23
<
<2.24           ![]()
Изучая
тождество 
, свойства корней, следует обращать
внимание учащихся на запись точного и приближенного результата. Учащиеся должны
четко представлять, что 
 есть число, записанное
в виде суммы двух иррациональных чисел, можно найти его приближенное значение.
3. Изучение действительных чисел в 10 классе.
Тема «Действительные числа» изучается в курсе алгебры и начала анализа 10 класса, является вспомогательной для изучения элементов математического анализа. В 10 классе расширяются возможности приведения различных форм записи иррациональных чисел.
. При изучении логарифмической функции появляется еще
одна форма записи иррациональных чисел ![]()
Учащиеся должны знать, что любое рациональное число может быть представлена в виде бесконечной периодической дроби, быть представлено в виде бесконечной непериодической дроби.
В учебнике предлагается учащимся одна довольно оригинальная форма обращения периодической десятичной дроби в обыкновенную.



Столько цифр «9» в знаменателе, сколько цифр в периоде. Сколько нулей в знаменателе, сколько цифр до периода. Действия над действительными числами. Изображение действительных чисел на числовой оси.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.