Становление и развитие мировоззренческих концепций поля и частицы в XVII - XX вв, и философские проблемы дискретного и непрерывного описания материи в современной физике, страница 6

С позиции миропонимания и мировоззренческой концепции официальной общепринятой науки, движение – это изменение положения вещественного (материального) тела в пространстве и времени. Однако такое определение сразу же нас ставит перед вопросами: что такое «пространство» и что такое «время»? В официозе науки эти вопросы повисают в воздухе без ответа, а учёные-практики, не вдаваясь в «дебри» философских рассуждений, говорят: «Да, мы не знаем, что такое пространство и время, но мы умеем их мерять, знаем их свойства и умеем ими пользоваться для решения задач». Утверждение об умении измерять пространство и время и является ключом к пониманию этих явлений, что будет показано ниже.

С вопросом о движении тесно связан вопрос об источнике этого движения. Согласно общепринятым взглядам, источником, причиной движения и всего вокруг является энергия – некая оживляющая сила, заставляющая вещество слагаться изменяться, двигаться. Причём с энергией дело обстоит  ещё более загадочно и непознаваемо, чем с пространством и временем, так как под этим понимается некая особая субстанция, которую нельзя прочувствовать и пощупать.

Так в мировоззрении официальной науки Движение (Мироздание) предстаёт в виде четырёхъипостасности вещества (материи)-энергии-пространства-времени. Это считается объективной научной истиной и не подвергается никем сомнению и обсуждению в силу его якобы всепроникающей очевидности. Однако такой взгляд обладает очень важным свойством – он нецелостен, то есть все ипостаси в нём существуют отдельно друг от друга как бы сами собой и непонятно чем скрепляются. Следует отметить, что такой подход порождает ещё два явления: абсолютная пустота – это пространство-вместилище, и абсолютный покой – то, что не зависит от времени (оно же вообще становится неосязаемой непонятностью). Однако таких явлений в абсолютном смысле не существует, ибо никто не в состоянии на практике показать абсолютный покой и абсолютную пустоту. В нецелостном подходе все вышеуказанные явления не находят должного объяснения, не противоречащего здравому смыслу. Попробуем найти объяснения, посмотрев на Мир целостно.

В целостном мировоззрении Жизнь (Мироздание) – это и есть Движение в самом предельно-обобщающем смысле, то есть Всё Вообще[4]. Любое явление, объект – живо (с маленькой буквы) и является частью Жизни. При дальнейшем дроблении понятий Движение, первично – это пре-образование вещества (материи) по мере развития. Так в целостном мировоззрении Мироздание предстаёт как Движение-Триединство вещества (материи)-образа-меры. Здесь введена новая категория – мера, количественная и порядковая определённость. Её введение правомочно, ибо на практике любое наблюдение – это измерение, что, более детально, есть получение образов о явлении, его свойствах и т.д. По отношению к веществу мера – матрица всех возможных его состояний и путей перехода из одних состояний в другие, алгоритм движения; по отношению к образам мера  - многоуровневая система кодирования, язык; по отношению же к мере образ – это содержание, смысл.  И всё это, -  вещество, образ и мера - находятся в неразрывном единстве. По-другому говоря, движение в предельно общем смысле абсолютно непрерывно и целостно (такая модель вещества называется моделью  сплошной среды, см. Главу 1), существует здесь и сейчас  и одновременно всегда. Разделение же триединства на части, то есть разрыв движения, существует только в нашем уме и является свойством восприятия Мира умом человека.

Целостный подход по другому позволяет взглянуть на природу пространства и времени. Время – это частная мера, возникающая в нашем сознании в результате отображения одного вида движения (явления) на другой вид движения (явление), где первое явление взято за эталон. Обычно очень удобно брать за эталон времени такие явления, где наблюдается повторяемость  с определённой частотой изменяющегося качества, например, движение Земли вокруг Солнца – это астрономическое время. Можно брать и другие эталоны, свойства которых будут порождать свойства времени. Но в любом случае эталон является триединством вещества-образа-меры. Иными словами, не время порождает движение, а движение порождает время. Пространство же связано с другим видом соизмеримости, где в эталоне важны постоянные качества, например, длина эталонного бруска. Важно отметить, что время и пространство являются не особенностями Мироздания, а особенностями мировосприятия умом человека,  выбирающего эталон и ведущего наблюдения, или, выражаясь терминологией информационных технологий, время  и пространство – это протоколы обмена информацией ума с окружающей средой.