Становление и развитие мировоззренческих концепций поля и частицы в XVII - XX вв, и философские проблемы дискретного и непрерывного описания материи в современной физике, страница 5

Физический вакуум – объективно не пустота, а одно из агрегатных состояний материи – невозбуждённое состояние. При таком подходе все остальные состояния материи – физический вакуум в возбуждении. По отношению к ним он всегда выступает как мера – матрица возможных состояний и переходов материи из одних состояний в другие. Сплошная среда континуальна, абсолютно непрерывна[2]. До конца понять это изнутри Мироздания нам не представляется возможным: нужно выйти за пределы системы – Мироздания.

В силу ограниченности нашего восприятия мы выделяем из среды для описания только конечную систему объектов и их взаимосвязей. Выделение из целостности частных явлений и объектов — особенность мировосприятия человека (точнее его ума), пользующегося ограниченными частными мерами при их различении.

Вопрос о локализации объектов в Мироздании, выделение из неё частных процессов — всегда вопрос об уровнях и восприятия тел или иных средств измерения, доставляющих сведения об объекте, принимаемых в качестве граничных для объекта; это вопрос о пороге чувствительности средств измерения. То есть это вопрос об информационных характеристиках (пространства формальных параметров) и выборе меры их различения. Для одних и тех же объектов он каждый раз решается по-разному в зависимости от конкретной задачи. Человек выбирает частную меру из множества, уже освоенного на прошедших этапах развития его мировоззрения, и: в одних задачах планета — идеальная материальная точка; в других — правильная сфера; в третьих — тело весьма сложной формы; в иных — нечто, постепенно переходящее в космический вакуум, который, в свою очередь, весьма далёк от идеальной теоретической пустоты. И так во всех задачах. Мировосприятие и выражающее его мировоззрение человека обусловлены освоенной им Мерой бытия.

То же самое подтверждает и математический аппарат физики (в частности, дифференциальные уравнения и функциональный анализ). В нём отчётливо видно, что для определения полей, а вместе с ними и свойств среды, нужны не только уравнения, но и граничные условия. Так в электромагнитном спектре мы видим (буквально) объекты с чёткой границей цветом и т.д. в силу того, что поставлены определённые граничные условия на функции. То есть те вещественные объекты, которые мы видим  - это, возможно, тоже электромагнитное поле (и не только оно), внутренние формы движения, взаимодействующие с внешними.

Более того, весь математический аппарат физики базируется на фундаментальном явлении всего математического анализа и понятии  о нём – понятии предельного перехода. А это понятие можно ввести, только приняв несчётность (континуальность) множеств. Об этом нам говорят базовые положения анализа и теории множеств: лемма Дедекинда о построении множества вещественных, или действительных чисел из множества рациональных и теорема Кантора о несчётности множества действительных чисел[3]. Причём даже в рамках корпускулярной модели как всеобъемлющей постоянно наличествует явление: при помощи предельного перехода абстрагироваться от дискретного устройства среды, чтобы описать сильные разрывы и резкие скачки параметров (именно с этой целью была разработана теория обобщённых функций).

Таким образом, модель сплошной среды является всеобъемлющей, предельно-обобщающей моделью.  Корпускулярная же модель является одним из приближений, возникающих вследствие ограниченности восприятия Мира умом человека.

С вопросами взгляда на Мир с позиций сплошной среды связан вопрос о целостном мировоззрении и его философских категориях.


Глава 2.  Жизнь, движение и целостное мировоззрение.

Если внимательно посмотреть вокруг и проанализировать происходящее на своём опыте или на опыте других, то можно заключить, что мы живём в постоянно изменяющемся Мире, в котором нет покоя. Все явления в Нём изменяются, преображаются, движутся. Вещи, которые при одном взгляде находятся в покое, при другом взгляде оказываются в движении. Таким образом, всё в нашем Мире в том числе и сам Мир является движением. То есть движение и понятие о нём являются центральным элементом, фундаментальным свойством       Мироздания.