Космические ракетные комплексы, страница 6

Готовность к пуску является одним из основных критериев выбора КРК. Готовность КРК зависит от его надежности, технологичности, готовности системы, обеспечивающей проведение пусков для обеспечения заданного количества пусков в год, существующие обязательства по выполнению запусков и время восстановления после аварии. Следующая зависимость:

А = 1-[L(1-R)Td/1-1/S]                     (18-5)

позволяет обсудить эту концепцию. В данном случае, ожидаемая готовность пуска, А, измеряемая в процентах времени готовности КРК, зависит от надежности РН, R, номинального или запланированного количества запусков в год, L, в единицах – количество пусков в год, продемонстрированного (или оцененного) времени восстановления после аварии, Тd, и степень увеличения количества пусков в год, S, где S = 1.5 означает, что КРК может обеспечить количество пусков в год, превышающее запланированное значение R на 50 %. КРК США обычно могут обеспечить увеличение номинальной интенсивности пусков в 1,15 … 1,5 раза. Результаты решения уравнения (18-5) представлены на рис. 18-3. Негативный результат означает, что вероятнее всего, что КРК не будет готов к требуемому моменту времени. Уравнение (18-5) должно использоваться с осторожностью, поскольку особенности возникают при приближении к единице, т.е. КРК не имеет возможности увеличения интенсивности пусков. Ориентация на использование двух КРК с недостаточной готовностью (доступностью) означает, что некоторые из КА не будут запущены или будет иметь место задержка равная нескольким годам. В таблице 18-3 приведена оценка надежности  и времени восстановления для наиболее известных КРК.

Используя критерий, описанный выше, мы можем сузить количество кандидатов к нескольким путем их совместного системного анализа. Анализ риска также должен проводиться при этих оценках путем рассмотрения следующих вопросов:

·  Являются ли приемлемыми заявленные стоимость и сроки?

·  Как эти величины сочетаются с предыдущими?

·  Собирается ли организация, предлагающая услуги, продолжать деловую деятельность? Или, в некоторых случаях, является ли страна предоставляющая пусковые услуги стабильной?

·  Существуют ли какие-либо уникальные или новые обстоятельства, которые могут привести к возникновению дополнительного риска?

Эти вопросы являются сложными, однако успех миссии во многом зависит от учета этих факторов.

Рис. 18-3.Готовность РН. Увеличение интенсивности = 1,4.

Таблица 18-3

Надежность КРК. Эта таблица показывает надежность международных КРК и соответствующее время восстановления после аварий, таких как 14 апреля 1992 г. R – надежность. Исакович [1991] предоставляет дополнительные данные.

КРК

Кол-во успешн. пусков

Общее кол-во пусков

R

Время восст. после последней аварии

Среднее время восстт.

Кол-во пусков после посл. аварии

Шаттл

45

46

0,978

32

32

21

Титан II

16

16

1,000

--

--

--

Титан III

144

155

0,929

19

10

1

Титан IV

5

5

1,000

--

--

5

Атлас Центавр

61

73

0,836

8

10

3

Дельта

196

208

0,943

4

4

30

Скаут

100

114

0,877

6

6

21

Ариан

45

50

0,900

6

6

14

N1/Н1

24

24

1,000

--

--

--

Протон

164

187

0,877

Нет данных

Нет данных

31

Великий поход

22

26

0,846

12

12

0

Зенит

12

15

0,800

15

--

0