Готовность к пуску является одним из основных критериев выбора КРК. Готовность КРК зависит от его надежности, технологичности, готовности системы, обеспечивающей проведение пусков для обеспечения заданного количества пусков в год, существующие обязательства по выполнению запусков и время восстановления после аварии. Следующая зависимость:
А = 1-[L(1-R)Td/1-1/S] (18-5)
позволяет обсудить эту концепцию. В данном случае, ожидаемая готовность пуска, А, измеряемая в процентах времени готовности КРК, зависит от надежности РН, R, номинального или запланированного количества запусков в год, L, в единицах – количество пусков в год, продемонстрированного (или оцененного) времени восстановления после аварии, Тd, и степень увеличения количества пусков в год, S, где S = 1.5 означает, что КРК может обеспечить количество пусков в год, превышающее запланированное значение R на 50 %. КРК США обычно могут обеспечить увеличение номинальной интенсивности пусков в 1,15 … 1,5 раза. Результаты решения уравнения (18-5) представлены на рис. 18-3. Негативный результат означает, что вероятнее всего, что КРК не будет готов к требуемому моменту времени. Уравнение (18-5) должно использоваться с осторожностью, поскольку особенности возникают при приближении к единице, т.е. КРК не имеет возможности увеличения интенсивности пусков. Ориентация на использование двух КРК с недостаточной готовностью (доступностью) означает, что некоторые из КА не будут запущены или будет иметь место задержка равная нескольким годам. В таблице 18-3 приведена оценка надежности и времени восстановления для наиболее известных КРК.
Используя критерий, описанный выше, мы можем сузить количество кандидатов к нескольким путем их совместного системного анализа. Анализ риска также должен проводиться при этих оценках путем рассмотрения следующих вопросов:
· Являются ли приемлемыми заявленные стоимость и сроки?
· Как эти величины сочетаются с предыдущими?
· Собирается ли организация, предлагающая услуги, продолжать деловую деятельность? Или, в некоторых случаях, является ли страна предоставляющая пусковые услуги стабильной?
· Существуют ли какие-либо уникальные или новые обстоятельства, которые могут привести к возникновению дополнительного риска?
Эти вопросы являются сложными, однако успех миссии во многом зависит от учета этих факторов.
Рис. 18-3.Готовность РН. Увеличение интенсивности = 1,4.
Таблица 18-3
Надежность КРК. Эта таблица показывает надежность международных КРК и соответствующее время восстановления после аварий, таких как 14 апреля 1992 г. R – надежность. Исакович [1991] предоставляет дополнительные данные.
КРК |
Кол-во успешн. пусков |
Общее кол-во пусков |
R |
Время восст. после последней аварии |
Среднее время восстт. |
Кол-во пусков после посл. аварии |
Шаттл |
45 |
46 |
0,978 |
32 |
32 |
21 |
Титан II |
16 |
16 |
1,000 |
-- |
-- |
-- |
Титан III |
144 |
155 |
0,929 |
19 |
10 |
1 |
Титан IV |
5 |
5 |
1,000 |
-- |
-- |
5 |
Атлас Центавр |
61 |
73 |
0,836 |
8 |
10 |
3 |
Дельта |
196 |
208 |
0,943 |
4 |
4 |
30 |
Скаут |
100 |
114 |
0,877 |
6 |
6 |
21 |
Ариан |
45 |
50 |
0,900 |
6 |
6 |
14 |
N1/Н1 |
24 |
24 |
1,000 |
-- |
-- |
-- |
Протон |
164 |
187 |
0,877 |
Нет данных |
Нет данных |
31 |
Великий поход |
22 |
26 |
0,846 |
12 |
12 |
0 |
Зенит |
12 |
15 |
0,800 |
15 |
-- |
0 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.