Космические двигательные установки, страница 8

Двигатель

Разработчик

Номинальная тяга, Н

Удельный импульс, с

Топливо

Эксплуатационный ресурс, с

Масса двигателя, кг

Состояние

XLR-132

Rocketdyne

1.67x104

340

N2O4/MMH

5000

51.26

В разработке

Transtar

Aerojet

1.67x104

330-338

N2O4/MMH

5400

57.15

В разработке

Transtage

Aerojet

3.56x104

315

N2O4/A-50

1000

107.95

Летал

Delta-II

Aerojet

4.36x104

320

N2O4/MMH

1200

99.79

Летал

R-40B

Marquardt

4.00x103

309

N2O4/MMH

25.000

7.26

Квалифицирован

OME/UR

Aerojet

2.67x104

340

N2O4/MMH

1200

90.72

Двигатель для маневра изменения орбиты

RL 10-A

Pratt & Whitney

7.34x104

446

LO2/LH2

400

138.35

Годен к полетным испытаниям (Centaur)

DM/LAE

TRW

4.45x102

315

N2O4/N4H4

15.000

4.54

Летал

R4-D

Marquardt

4.89x102

310

N2O4/MMH

20.000

3.76

Летал

R42

Marquardt

8.90x102

305

MON‑3/

MMH

15.000

4.54

Квалифицирован

MMBPE

TRW

4.45x102

302

N2O4/MMH

20.000

5.22

Годен к полетным испытаниям

RS-41

Rocketdyne

1.11x104

312

N2O4/MMH

2000

113.40

Годен к полетным испытаниям (Peacekeeper)

HS 601 AKE

ARC/LPG

4.89x102

312

N2O4/MMH

10.000

4.08

В разработке

R-40B

Marquardt

4.00x103

309

N2O4/MMH

25.000

7.26

Квалифицирован (модернизация от двигателя Shuttle RCS)

Основной двигатель космического корабля Шаттл использует вариант надстройки цикла, применяя две отдельные камеры предварительного сгорания, каждая из которых установлена прямо на отдельном основном турбонасосе. Кислородная предкамера и турбонасос сжигают обогащенную кислородом смесь, которая расширяется сквозь турбину окислителя для управления насосом. После смесь входит в основную камеру сгорания, где она сгорает с обогащенной топливом смесью из топливной предкамеры и смешивающей турбины. Основной двигатель космического корабля Шаттл развивает наивысший удельный импульс (455 с в вакууме) среди других испытанных в полете ракетных двигателей, использующих химическое топливо.

Цикл расширителя несколько отличается, в этих двигателях турбины насосов управляются газообразным топливом, которое испарилось в охлаждающей рубашке реактивного двигателя. В цикле расширителя не требуется предкамеры сгорания. Цикл расширителя двигателя показан на рис. 17.3.

Рисунок 17.2 Двигательная установка вытеснительной подачи топлива, использующая двухкомпонентное топливо наземного хранения (N2O4/MMH)

Рисунок 17.3 RL10 Расширитель мощности цикла Двигатель тягой 7500 кгс использован для верхней ступени Centaur (LO2/LH2)

Рисунок 17.4 Типичный гидразиновый (N2H4) ракетный двигатель