Космические двигательные установки, страница 11

Двигатель

Полный импульс, Н×с

Вес заправленного, кг

Весовая часть топлива

Ср. тяга, кгс

Ср. тяга, Н

Макс. тяга, Н

Эффективный Iуд, с

Состоя-ние

IUS SRM-1 (ORBUS-21)

2.81x107

10.374

0.94

20.235

198.435

260.488

295.5

Летал

LEASAT PKM

9.26x106

3.658

0.91

16.046

157.356

193.200

285.4

Летал

STAR 48A

6.78x106

2.559

0.95

8.119

79.623

100.085

283.9

Летал

STAR 48B(S)

5.67x106

2.135

0.95

6.734

66.034

70.504

286.2

Квалифицирован

STAR 48B(L)

5.79x106

2.141

0.95

6.876

67.435

72.017

292.2

Квалифицирован

STAR 62

7.12x106

2.459

293.5

В разработ-ке

STAR 75

2.13x107

8.066

0.93

20.234

198.426

242.846

288.0

В разработ-ке

IUS SRM-2 (ORBUS-6)

8.11x106

2.995

0.91

8.174

80.157

111.072

303.8

Летал

STAR 13B

1.16x105

47

0.88

0.715

7.015

9.608

285.7

Летал

STAR 30BP

1.46x106

543

0.94

2.703

26.511

32.027

292.0

Летал

STAR 30C

1.65x106

626

0.95

3.239

31.760

37.031

284.6

Летал

STAR 30E

1.78x106

667

0.94

3.588

35.185

40.990

289.2

Летал

STAR 37F

3.02x106

1.149

0.94

4.496

44.086

49.153

291.0

Летал

Рисунок 17.6. Типичный ракетный двигатель с твердым топливом

ETA – устройство передачи детонации

Рисунок 17.7. Схематический рисунок гибридного ракетного двигателя

Гибридные двигатели были созданы в 1930-х гг. в California Rocket Society. Также в середине 1940-х было проведено исследование в California-based Pacific Rocket Society, использующей жидкий окислитель с различными топливами, включающими древесину, восковую загрузку с сажей и каучук. LOx-каучуковые соединения оказались наиболее удачны, они были испытаны в полете на высоте 9 км в июне 1951г [Altman, 1981].

ONERA во Франции разработала гибридные ракетные двигатели для исследования верхних слоев атмосферы, которые используют аминовое топливо и азотнокислый окислитель. Ракетный двигатель длиной 3.3 м и весом 75 кг впервые был испытан в полете в 1964 г. Эти полеты продолжались 3 года, в конце концов достигнув высоты, превышающей 100 км [Salmon, 1968 г]. В то же время United Technologies и Beach Aircraft разработали высотную сверхзвуковую беспилотную мишень, использующую топливо HTPB (гидроксил-ограниченный полибутадиен) и окислитель IRFNA (ингибированная красная дымящаяся азотная кислота). Эта запускаемая в воздухе ракета Sandpiper (позже переименованная в HAST) впервые была запущена в 1968 г. и имела дальность свыше 150 км [Altman, 1981].