Рабочая программа курса "Логика", методические рекомендации к выполнению письменной работы для студентов заочной формы обучения, страница 14

ВАРИАНТ 7

1.К логическим константам относятся: имена предметов, предикаторы, функциональные знаки, кванторы, конъюнкции, дизъюнкции, импликации (выбрать правильные варианты ответа).

2.Изобразите графически (через круги Эйлера) соотношение понятий: учащийся, юноша, студент, школьник, мастер спорта, спортсмен, отличник учебы.

3.Определите, правильно ли проведена логическая операция деления понятий (если нет, то найдите ошибку): «Коты бывают дикими, домашними, рыжими, сибирскими, сиамскими».

4.Преобразуйте суждение (латинский афоризм) по правилам «превращения»: «Мудрый всегда счастлив» (Плавт).

5.Преобразуйте суждение по правилам «обращения»: «Ошибка и раскаяние – спутники поспешности».

6.Преобразуйте суждение (латинский афоризм) по правилам «противопоставления предикату»: «Мудрый всегда счастлив» (Плавт).

7.Какая фигура простого категорического силлогизма здесь представлена:

P – M

SM

S – P

Опишите правила терминов и посылок простого силлогизма и правила данной фигуры силлогизма. Приведите три примера, соответствующих правильным модусам данной фигуры силлогизма EAE, AEE, EIO.

8.Проверьте логическую правильность умозаключения. Если нарушены правила силлогизма, то определите, какие именно: «Пальто теплое, оно греет. «Пальто» - слово. Þ Значит, некоторые слова греют».

9.Рассмотрите правильные формы (модусы) разделительно-категорического умозаключения и запишите их в виде формул, на языке логики высказываний.

10. Рассмотрите виды и ошибки аргументации. Примеры!

11.Рассмотрите логическую операцию определения понятий. Правила и ошибки определения. Примеры!

12.Рассмотрите структуру, модальные операторы, законы и определения логики оценок (аксиологической модальности).

13.Запишите на языке логики высказываний схемы следующих тождественно-истинных формул: закон самодистрибутивности импликации; законы транзитивности импликации; закон перестановочности антецедентов.

14.Охарактеризуйте и приведите примеры полисемии (омонимии) как одной из причин ошибок и недоразумений в общении.

15.Задача «Вечер встречи» (автор Норман Виллис): Четыре бывших футболиста, игравших когда-то за один колледж, пришли на встречу в свою alma mater и вспоминали старые футбольные истории. У каждого теперь своя работа. Из сделанных ниже утверждений определите фамилию каждого их бывших футболистов (фамилии - Мейсон, Моррисон, Мейер, Магони), их спортивное амплуа в футбольной команде колледжа и то, чем они занимаются теперь.