Неполное соответствие принятых при проектировании допущений реальным условиям имеет место практически всегда. Наилучший путь уменьшения влияния этого фактора – это улучшение и совершенствование расчетной модели, своевременный сбор, обработка и анализ условий, в которых эксплуатируется система и ее узлы.
Хороший проект – залог надежности. Первым шагом в этом направлении должно являться правильное, технически грамотное составление структурной схемы СЭС.
Структурные схемы – условные виды последовательных и параллельных соединений звеньев, отражающих событие безотказности работы отдельных элементов СЭС.
Метод структурных схем может применяться для расчета надежности изделия только при следующих условиях:
Все элементы изделия рассматриваются только как одноотказные.
События, изображенные в виде звеньев структурной схемы, должны быть независимыми.
В структурной схеме не должно быть событий, среди которых одно является отрицанием другого. Одно и то же событие должно представляться в виде одного звена, т.е. должна соблюдаться ординарность звеньев.
Поскольку надежность СЭС определяется надежностью ее элементов, то возникает необходимость рационального распределения заданных в ТЗ требований надежности между ее элементами. Здесь показатель надежности задается в виде вероятности безотказной работы ФП. На стадии эскизного проектирования для решения этого вопроса можно рекомендовать метод «весовых» коэффициентов. Первым шагом при применении этого метода является анализ функциональной схемы системы и определение ее основных элементов с таким расчетом, чтобы структурная схема СЭС имела основное, т.е. последовательное, соединение звеньев (рис. 9.1). Надежность этой схемы
определяется формулой
(9.3.1) |
где Рi - показатель надежности i–го основного элемента;
N – количество основных (расчетных) элементов (звеньев) в системе.
Примем, что система удовлетворяет требованиям по надежности, если для основного показателя надежности выполняется условие
(9.3.2) |
где РСЭС – действительное значение надежности;
РтрСЭС – требуемое значение этого же показателя.
Неравенство (9.3.2) может быть выполнено при различных комбинациях уровня надежности основных элементов, которые достигаются при различных затратах сил и времени.
В соответствии с методом ''весовых'' коэффициентов введем понятие коэффициента стоимости и сложности Сi (табл.9.1). На стадии проектирования Сi задается на основании экспертных оценок с учетом предшествующих разработок. Он характеризует сложность и стоимость изготовления и доводки отдельных элементов.
Таблица 9.1 ''Весовые'' коэффициенты
Число элементов |
1 |
2 |
3 |
… |
i |
… |
N |
ci |
с1 |
с2 |
с3 |
… |
ci |
… |
cN |
Определяем величину, а затем требуемую надежность i-го элемента
, |
(9.3.3) |
где a=0,5…2,0 – экспертный коэффициент, определяющий уровень подготовки элемента к производству. На стадии проектирования следует принимать a=0,5…0,85.
Полученные значения надежности должны быть подтверждены с доверительной вероятностью d=0,9…0,95. Тогда число безотказных испытаний каждого элемента
(9.3.4) |
Надежность СЭС, как и любого технического изделия, обычно зависит от нескольких конструктивных параметров. В большинстве случаев эти параметры являются случайными величинами. Рабочие характеристики СЭС выражаются математически в виде функции этих случайных величин. Полное описание рабочих характеристик можно получить только в случае, если собрать достаточный объем данных о поведении этих элементов и узлов СЭС, что не всегда оказывается возможным. Однако, если СЭС разбить на подсистемы и элементы, статистическое поведение этих отдельных элементов можно изучить и включить в полное описание работоспособности СЭС в целом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.