Если взять за основу планирование на трех уровнях (стратегическое, тактическое, оперативное), то в этой системе будут представлены все виды планов: от основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения до календарно – тематического плана воспитательно – образовательной работы с детьми в каждой конкретной группе. Сегодня наиболее правильным считается планирование деятельности ДОУ как сочетание стратегического, тактического и оперативного. Именно такое планирование является комплексным и системным. Однако, необходимо констатировать, что создание такой системы является проблемой для многих педагогических коллективов. Прослеживается неумение педагогов ДОУ обеспечить взаимосвязанность всех компонентов плановой системы. Современные подходы к планированию помогут создать единое поле, объединяющее все направления деятельности. В управленческих материалах много документов, регламентирующих создание планов стратегического уровня: основной общеобразовательной программы, программы развития ДОУ. Одна из проблем, которая остается в современных коллективах ДОУ – выстроить систему работы на основе стратегических целей, учитывая особенности работы с конкретным коллективом детей и родителей в определенных условиях материально – технической базы, т.е выстроить работу на тактическом и оперативном уровнях планирования. Каждому педагогу необходимо продумать, как можно представить систему своей работы с детьми определенного возраста, в определенных условиях, при участии родителей и социальных партнеров, чтобы эта система стала программой всех субъектов образовательного процесса и отражала те требования, которые указаны в ФГТ. Один из принципов, который лежит в основе организации образовательного процесса – комплексно – тематический. Этот принцип предполагает соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса. Учитывая особенность организации образовательного процесса в ДОУ, где режим «растянут» во времени, в процессе которого происходит смена видов деятельности, объединенных общей темой месяца (недели или дня) можно предложить педагогам следующую форму тематического плана (табл.1)
Таблица 1
Форма тематического плана (2 младшая группа)
Тема |
Цели |
Сроки реализации содержания темы |
Итоговое мероприятие |
Я и моя семья (могут быть определены подтемы недели, дня) |
Формирование представлений о себе и близких людях |
сентябрь |
Выставка творческих работ взрослых и детей, выполненных в совместной деятельности «Что нам осень принесла?!» |
Такая форма плана позволит увидеть целостно систему работы педагогов с детьми на продолжительное время и итоговые мероприятия, которые служат результатом работы над темой. Педагогическая задача состоит в том, чтобы тематическое планирование наполнить содержанием, направленным на решение задач психолого – педагогической работы по образовательным областям в разных видах деятельности. Решить педагогическую задачу поможет перспективный (или перспективно – тематический) план. Формы перспективного плана в литературе предложены разные. На наш взгляд, перспективный план должен помочь педагогам увидеть реализацию содержания тематического плана через разные виды деятельности, организованные в разных формах, с использованием необходимого материала и оборудования (таблица 2).
Таблица 2
Форма перспективного плана (2 младшая группа, фрагмент)
Тема, цель, итоговое мероприятие, сроки проведения |
Виды деятельности |
Формы организации детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей |
Методы и приемы |
Материал и оборудование |
Литература |
1.Я и моя семья Цель: Формирование представлений ребенка о себе и близких людях Итоговое мероприятие: Выставка совместного творчества взрослых и детей «Что нам Осень принесла?!» |
Игровая |
Сюжетные игры: «Семья принимает гостей», «День рождения куклы», «Кукла заболела», «Семья переезжает на новую квартиру (Новоселье)», Дидактические игры: «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Мой портрет», «Помоги маме (папе)», «Где мы были, что мы видели», «Кому, что нужно для работы?», «Кто, что любит делать?» и другие. |
например, показ иллюстраций и фотографий «семья принимает гостей».; показ способа действия – прием гостей (с пояснени ями) и другие |
Куклы крупные и средние; телефон; Крупная кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диван, шкафы для белья и для посуды, кухонная плита; ширма- окно, ширма –автобус. |
например, Т.Н.Доронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду» и другие |
Коммуникативная |
Беседа «Моя семья», «Праздники в моей семье», «В нашей семье все трудятся», «Любимые занятия членов нашей семьи» и другое. Рассказывание на тему: «Наша дружная семья» (на основе моделирования – опорные схемы |
Наборы чайной и столовой посуды, постельных принадлежности и одежды для кукол и другое Картинки с изображением предметов, необходимых для деятельности мужчине, женщине и другие. |
Исключение из образовательного процесса учебной модели сделало нецелесообразным построение образовательного процесса на основе сетки занятий, так как занятие как форма организации детской деятельности не является больше основной и единственной формой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.