Известно, что лесовосстановление на вырубках — процесс сложный и трудно управляемый, заниматься которым должны высококвалифицированные специалисты, причем желательно, чтобы они были материально заинтересованы в успешном ходе возобновления. Контроль и производство всего цикла работ независимо от величины временного интервала целесообразно проводить одним и тем же ответственным лицам, подлежащим, в свою очередь, общественному и централизованному контролю со стороны государства. В качестве аналогов можно использовать положительный зарубежный опыт. Так, уникальное лесное хозяйство Канады имеет много общего с Российским. Например, доля лесов, находящихся в государственной собственности, составляет около 70 %. Вывозка круглых лесоматериалов за пределы страны запрещена законом, и не случайно валютная выручка от продаж древесных ресурсов в 5 раз превышает данный показатель для России, которая в 2,56 раза превосходит Канаду по покрытой лесом площади и численности населения. Семена древесных пород являются особо ценным материалом и находятся в ведении государства. Широко применяется посадка в контейнерах, в том числе в опытном порядке, и авиационная. Попенная плата пересматривается каждые три месяца с учетом конъюнктуры на внутренних и внешних рынках, арендная устанавливается на основе попенной платы. В Германии при выделении участков лесного фонда в аренду или концессию на конкурсной основе предпочтение отдается предпринимателям, хорошо владеющим специальностями по лесному хозяйству, законопослушным и в то же время способным оказывать влияние в своем регионе на предприятия других отраслей. Существует и много других примеров успешного ведения лесного хозяйства за рубежом.
Анализируя зарубежный опыт ведения лесного хозяйства, можно сделать вывод о том, что лесовосстановление в нашей стране рациональнее всего проводить посредством выполнения всего цикла работ одними исполнителями (владельцами), т. е. от момента отвода лесосеки до лесоводственных уходов в возрасте 30—40 лет (для хвойных пород). Это возможно при передаче лесов в аренду или в концессию. Причем арендные отношения должны быть совершенны как в законодательном порядке, так и в реальной жизни лесных предприятий и других лесовладельцев. Современные арендные отношения должны иметь следующие основные принципы: предоставление участков лесного фонда по результатам лесных конкурсов только структурам, владеющим лесохозяйственными специальностями;
- возложение полной ответственности на арендаторов в вопросах улучшения состояния лесов и выполнения всего цикла работ по лесовосстановлению и ведению лесного хозяйства на вверенных им участках;
- приоритетное право предоставления участков лесного фонда крупным предприятиям (ведомствам), способным выполнять весь технологический цикл восстановления леса — от заготовки до лесоводственных уходов в возрасте около 40 лет;
- предпочтительные сроки арендных отношений — от 20 до 40 лет.
В связи со значительной дифференциацией ведения лесного хозяйства в России возможны и другие принципы аренды, применимые в конкретных регионах или местностях и гарантирующие выполнение всего цикла работ по лесовосстановлению. Аналогично договорам аренды широкое применение могут найти договоры на контрактной основе, учитывающие традиционное в нашей стране закрепление за лесозаготовительными предприятиями лесосырьевых баз. Контракты могут заключаться на сравнительно короткие сроки, но с включением в них перечня цикла лесовосстановительных и других работ, а также условий и обязательств сторон. Лесовладельцами в таком случае могут быть государственные лесные предприятия, местные и другие органы власти, общественные организации, имеющие в своем штате специалистов лесного хозяйства.(Доспехов, 1979)
При любых схемах организации лесовосстановления необходимо совершенствовать существующие и внедрять новые технологии, почвообрабатывающие, лесопосадочные машины и агрегаты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.