Предполетные испытания и подготовка к запуску. Подготовка к испытаниям, страница 6

7. ЗАПРАВКА СЖАТЫМИ ГАЗАМИ   И КОМПОНЕНТАМИ ТОПЛИВА

Заправка КА компонентами топлива относится к необратимым процессам, так как в случае слива топлива, являющегося высокотоксичным и агрессивным, и даже его нейтрализации использование двигательной системы, а  значит, и корпуса КА не представляется возможным. Многие виды работ на  заправленном КА запрещены. Вот почему к моменту заправки все системы  должны быть проверены и готовы к запуску, а сама заправка является особо  ответственной одноразовой операцией, проводимой в условиях особой опасности.  Современная ЗНС состоит, как правило, из трех залов. В зале № 1 проводится заправка систем сжатыми газами, в зале № 2 — заправка окислителем, в зале № 3 — горючим. При заправке транспортно-заправочный агрегат  и КА должны быть заземлены.  Заправка сжатыми газами  (пневмосистемы исполнительных органов —  азотом, шаробаллонов двигательной установки — гелием) проводится путем  их подачи из ресиверной — хранилища сжатых газов. Заправка ведется с определенной скоростью выдачи газа, измеряемой в Па/с, до достижения требуемого  давления  в  системе  при  определенной  температуре.  Естественно,  давление в ресиверной должно превышать требуемое давление в системе. К  примеру, для расчетного давления в системе  5 10 340⋅ Па давление в ресиверной составляет  5 10 380⋅ Па. По достижении расчетного давления заправка прекращается за счет действия отсечных клапанов (вентилей). Заправочные кла- паны закрываются, заправочные трубопроводы отстыковываются.  Производится проверка герметичности заправочных клапанов методом  обмыливания.  Заправка окислителем проводится с помощью массового дозатора, обеспечивающего большую точность заправки согласно  выданным расчетам, и  вытеснительной системы подачи компонента в бак аппарата. Из дозатора, установленного на высокоточных весах, компонент под давлением вытесняется  в бак окислителя КА. По достижении требуемой дозы  (массы) компонента  отсечной клапан автоматически прекращает дальнейшую заправку сис- темы.  Аналогично проводится заправка горючим. 277    Могут использоваться и другие способы заправки  (объемное дозирование, по контролю уровня, насосная подача).  Со времени заправки и до запуска КА ведутся регулярные измерения температур и давлений в заправленных системах КА.  Заправленный КА транспортируется в МИККО для сборки космической головной части (КГЧ). 

8. СБОРКА КОСМИЧЕСКОЙ ГОЛОВНОЙ ЧАСТ

Между последней (верхней) ступенью ракеты-носителя и КА находится переходная ферма. При сборке КГЧ вначале ферма  крепится,  как  правило, в горизонтальном положении, к стыковочному стапелю. С помощью мостовых кранов аппарат в  горизонтальном  положении  подводится к ферме и механически пристыковывается к ней. Затем проводят  подключение общих электрических цепей, их проверку, снятие предохранительных заглушек, окончательную заделку ЭВТИ, окончательный  осмотр КА,  фрагментное фотографирование его узлов и элементов по  всей  поверхности.  Фотографии  хранятся до завершения  эксплуатации  КА. Они являются, с  одной  стороны,  официальным  документом,  удостоверяющим правильность подготовки узлов и элементов КА к полету  — защитные технологические крышки демонтированы, стопоры удалены, заглушки сняты, маты ЭВТИ не закрывают поля зрения оптических  приборов, а, с другой стороны, при возникновении в полете нештатной  ситуации  — дополнительным материалом, помогающим в анализе последней.  Сборочно-защитный  блок  (головной  обтекатель)  на  монтажно- стыковочных тележках накатывают на аппарат, подключают электрические цепи, проверяют их. Собранную космическую головную часть по- дают на стыковку с ракетой-носителем.   В  монтажно-испытательном  корпусе  (МИК)  ракеты-носителя КГЧ  пристыковывают к ракете-носителю, подключают общие электрические  цепи, проводят их проверку.