7. ЗАПРАВКА СЖАТЫМИ ГАЗАМИ И КОМПОНЕНТАМИ ТОПЛИВА
Заправка КА компонентами топлива относится к необратимым процессам, так как в случае слива топлива, являющегося высокотоксичным и агрессивным, и даже его нейтрализации использование двигательной системы, а значит, и корпуса КА не представляется возможным. Многие виды работ на заправленном КА запрещены. Вот почему к моменту заправки все системы должны быть проверены и готовы к запуску, а сама заправка является особо ответственной одноразовой операцией, проводимой в условиях особой опасности. Современная ЗНС состоит, как правило, из трех залов. В зале № 1 проводится заправка систем сжатыми газами, в зале № 2 — заправка окислителем, в зале № 3 — горючим. При заправке транспортно-заправочный агрегат и КА должны быть заземлены. Заправка сжатыми газами (пневмосистемы исполнительных органов — азотом, шаробаллонов двигательной установки — гелием) проводится путем их подачи из ресиверной — хранилища сжатых газов. Заправка ведется с определенной скоростью выдачи газа, измеряемой в Па/с, до достижения требуемого давления в системе при определенной температуре. Естественно, давление в ресиверной должно превышать требуемое давление в системе. К примеру, для расчетного давления в системе 5 10 340⋅ Па давление в ресиверной составляет 5 10 380⋅ Па. По достижении расчетного давления заправка прекращается за счет действия отсечных клапанов (вентилей). Заправочные кла- паны закрываются, заправочные трубопроводы отстыковываются. Производится проверка герметичности заправочных клапанов методом обмыливания. Заправка окислителем проводится с помощью массового дозатора, обеспечивающего большую точность заправки согласно выданным расчетам, и вытеснительной системы подачи компонента в бак аппарата. Из дозатора, установленного на высокоточных весах, компонент под давлением вытесняется в бак окислителя КА. По достижении требуемой дозы (массы) компонента отсечной клапан автоматически прекращает дальнейшую заправку сис- темы. Аналогично проводится заправка горючим. 277 Могут использоваться и другие способы заправки (объемное дозирование, по контролю уровня, насосная подача). Со времени заправки и до запуска КА ведутся регулярные измерения температур и давлений в заправленных системах КА. Заправленный КА транспортируется в МИККО для сборки космической головной части (КГЧ).
8. СБОРКА КОСМИЧЕСКОЙ ГОЛОВНОЙ ЧАСТ
Между последней (верхней) ступенью ракеты-носителя и КА находится переходная ферма. При сборке КГЧ вначале ферма крепится, как правило, в горизонтальном положении, к стыковочному стапелю. С помощью мостовых кранов аппарат в горизонтальном положении подводится к ферме и механически пристыковывается к ней. Затем проводят подключение общих электрических цепей, их проверку, снятие предохранительных заглушек, окончательную заделку ЭВТИ, окончательный осмотр КА, фрагментное фотографирование его узлов и элементов по всей поверхности. Фотографии хранятся до завершения эксплуатации КА. Они являются, с одной стороны, официальным документом, удостоверяющим правильность подготовки узлов и элементов КА к полету — защитные технологические крышки демонтированы, стопоры удалены, заглушки сняты, маты ЭВТИ не закрывают поля зрения оптических приборов, а, с другой стороны, при возникновении в полете нештатной ситуации — дополнительным материалом, помогающим в анализе последней. Сборочно-защитный блок (головной обтекатель) на монтажно- стыковочных тележках накатывают на аппарат, подключают электрические цепи, проверяют их. Собранную космическую головную часть по- дают на стыковку с ракетой-носителем. В монтажно-испытательном корпусе (МИК) ракеты-носителя КГЧ пристыковывают к ракете-носителю, подключают общие электрические цепи, проводят их проверку.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.