Предполетные испытания и подготовка к запуску. Подготовка к испытаниям, страница 5

После  испытаний  КА  в  вакуумной  камере  его  устанавливают  на  юстировочный стенд и проводят контроль юстировки оптических при- боров,  телескопов,  двигателя,  остронаправленных  антенн,  чтобы  убедиться в правильности их установки относительно осей аппарата. Контроль юстировки на техническом комплексе в этот момент производит- ся потому, что гермоотсеки аппарата уже заправлены воздухом и газа- ми соответствующих параметров, с которыми аппарат уходит в полет.  При  этом  учитывается  возможная  незначительная  деформация  конструкции, вызываемая различными факторами полета. Затем КА устанавливается на рабочее место и подвергается комплексным испытаниям в  полном  или  частичном  объеме  с  целью  проверки  работоспособности  систем после пневмовакуумных испытаний.  С аппарата удаляются съемные принадлежности, проводится установка экранно-вакуумной теплоизоляции (ЭВТИ). 275    Установка ЭВТИ  является трудоемкой, длительной операцией.  Ее  проводит  бригада  обойщиц,  которые  путем  пришивки  многослойных  матов ЭВТИ друг к другу одевают аппарат в теплоизоляционную шубу.  Для  облегчения  труда обойщиц и  ускорения процесса  на аппарат  устанавливаются легкие неметаллические кронштейны с многочисленными  отверстиями,  к  которым  крепятся  маты  ЭВТИ,  используются  также специальные застежки, молнии, неметаллические замки.  Операция  требует  высокого  качества  работы  и  тщательного  контроля, так как срыв мата ЭВТИ может привести к закрытию объективов  оптических приборов, заеданию движущихся механизмов и другим отказам.  После установки ЭВТИ проводятся заключительные электрические  операции перед заправкой:  регулировка  тяг  механизмов  управления  крышками  оптических  приборов;  проверка  чувствительности  радиоприемников  и  мощности  из- лучения радиопередатчиков;  приведение  систем  в  исходное  предполетное  состояние:  выбор  комплектов приборов, закладка в приборы летных уставок (на КА в целях повышения надежности систем широко используется дублирование  различных приборов и блоков). К примеру, на борту аппарата имеются  два идентичных радиоприемника, два радиопередатчика, два звездных  оптических прибора. При проведении данной операции для работы на  первом этапе полета выбирается один из них, другой остается в холод- ном или горячем резерве. Также при проведении этой технологической  операции  в  БЦВМ,  программно-временную  систему,  оптические  при- боры  вводятся  директивные  кодовые  числа,  так  называемые  уставки,  которые определяют режимы работы систем в зависимости от конкретной даты запуска, выбранной траектории движения, других характеристик полета КА;  центровка и определение массы КА (если центровка несколько на- рушена: центр масс смещен более допустимого относительно расчетного  его местонахождения,  то  с помощью  установки  небольших  специальных грузов в рассчитываемых местах центровка корректируется);  контроль термооптических характеристик наружных поверхностей  КА и состояния ЭВТИ, требуемых для создания расчетного теплового  режима  КА  в  космическом  пространстве  (на  техническом  комплексе  фотометром проводятся  измерения коэффициента поглощения солнечной радиации А s; собственная интегральная степень черноты ε  определяется на заводе-изготовителе и как весьма стабильная характеристика  на техническом комплексе не измеряется);  контрольная  проверка  механизмов  раскрытия  солнечных  батарей,  антенн, штанг выносных приборов, штатная их зачековка;  окончательный предполетный заряд бортовых батарей  (заряд про- водится как можно ближе ко дню запуска КА, чтобы уменьшить вели-276    чину  саморазряда  бортовых  батарей  и  таким  образом  обеспечить  их  максимально возможную энергоемкость перед запуском);  запись на телеметрическую систему исходного предполетного состояния  бортовых систем (при этом определяется исходная готовность систем к за- пуску);  проверка пиротехнических устройств.  КА перекладывается на транспортно-заправочный агрегат и транспортируется  из  МИККО  на  заправочно-нейтрализационную  станцию  (ЗНС)  для  проведения его заправки сжатыми газами и компонентами топлива.