Парадигма и модели воспитания. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания. Парадигмы теории концепции воспитания

Страницы работы

Содержание работы

Людмила Дмитриевна Старикова. 2-4**

Подобрать определение Воспитания различных авторов, пословицы, поговорки и тп. (указать источник, автора определений). Формирование, становление, социализация.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

  1. Понятие воспитания и его специфика.

Человек воспитанный – это человек обладающий качествами воспитанности и образованности.

Воспитание в широком соц. смысле – это передача накопленного опыт от старшего поколения к младшему. Под опытом понимается все, что создано в процессе развития человечества (знания, умения, способы деятельности).

Каждое поколение людей решает 3 задачи:

1) Освоить опыт поколений;

2) Приумножить;

3) Передать след. поколению.

Воспитание носит исторический характер, появилось с появлением обществом и так же изменяется при развитии общества, изменяются цели, содержание, принципы, методы, формы.

Узком соц. смысле под воспитанием понимается целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него убеждений, нравственных ценностей.

Воспитание в широком пед. смысле это – специально организованный процесс, который осуществляется в системе образовательных учреждениях и охватывает пед. процесс.

В узком пед. смысле воспитание понимается как воспитательная работа, целью которой является формирование взглядов и убеждений.

Самоопределение – осознанная ответственность за свои поступки.

Формирование новообразования – новых качеств личности.

Под становление в воспитательном процессе – отражает некоторые условные достижения, такого уровня развития, который позволяет ему самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свою судьбу и т.п.

Признаки???

 Триединое сущность воспитания:

1)  средством развития личности;

2)  процесс (имеет опр. последовательность) изменяющий не только воспитанника, но и воспитателя

3)  результат

Воздействие своей деятельности воспитателя на воспитуемого взаимосвязано.

Воспитание может быть реализовано на следующих уровнях:

1)  на уровне общества.

2)  на уровне образовательного учреждения – институциональный

3)  социально психологический уровень – группы и коллективы

4)  межличностный

5)  интроперсональный - внутриличностный

25\09\09

Парадигма и модели воспитания

Категория развития личности процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних социальных и природных факторов.

Одной из ключевых проблема – проблема развития личности и развития ее в специальных условиях.

Три основных направления:

1)  Биологическое;

2)  Социологическое;

3)  Биосоциологическое.

Представители биологического направления считали личность сугубо биологическим существом.

Фрейд: «Человек вынужден подчиняться требованиям общества, ему требуется соблюдать определенные правила, и при этом всегда подавлять свои потребности».

Летурно: «Процесс воспитания и обучения есть не только у людей, но и у животных, а также сознательно наставление обучения».

На первом месте стоят биологические потребности.

Представители социологического направления считают, что со временем человек социализируется, на это влияет окружение человека (микрофакторы (семья, соц. группа). Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и выше проявляются его инстинкты.

Не только условия (микросреда), но и др. факторы влияют на развитие человека и качества личности.

Представители биосоциологического направления считают, что психологические ощущения имеют биологическую природу, а такие качества как направленность, интересы, способности личности формируются как явление социальное.

Воспитание должно быть построено так чтобы человек имел возможность заново на каждом возрастном этапе познать себя.

Сущность личности в гуманистической концепции воспитания

В основе модель воспитания лежит идея гуманистической психологии и идея гуманистической педагогики.

Главными понятиями является такие понятия как самоактулизация личности, личностный рост, развивающая помощь.

По гуманистической теории – человеку свойственно врожденное стремление к актуализации. Актуализация – развитие своих природных способностей.

Самоактуализация – это актулизация себя в деятельности на выбранном изменяющемся пути. Самоактулизирующая личность – полнофункционирующий человек.

Задача воспитания – дать возможность развития и саморазвития личности, поиску своей индивидуальности.

Признаки самоактуализируюей личности:

1)  Более эффективное восприятие реальности и комфортабельное отношение к ней.

2)  Принятие себя, других, природы как они есть.

3)  Спонтанность, простота, естественность.

4)  Центрированность на задаче, а не на себе.

5)  Некоторая автономность, потребность в уединении.

6)  Личная автономия, относительная независимость от культуры и среды.

7)  Чувства нового, постоянная свежесть оценок.

8)  Мистичность и опыт высших состояний.

9)  Чувство сопричастности, эмпатии, единение с другими.

10) Демократическая структура характера.

11) Различение средств и целей, добра и зла.

12) Философское, не врожденное чувство юмора.

13) Самоактулизирующее творчество.

14) Сопротивление разкультуриванию.

Парадигмы теории концепции воспитания

Парадигма от греческого – пример, образец, тип, модель. Иногда называют парадигму - модель постановки решения.

Основные черты парадигмы:

1)  Потенциал развития ребенка обусловлено высшей волей.

2)  Человек

Рационализм – научное познание ориентировано на истину.

Образ воспитанника рассматривается как объект воздействия педагога.

Образованного человека можно воспитать, если его вооружить основополагающими мировоззренческими концепциями.

Антропоцентрическая парадигма говорит, что одним из главных продуктов общества является сам человек, человек – это наивысшая ценность.

Модели воспитания

Модели:

1)  Прагматического воспитания

2)  Антроцентрическая – человек это открытая система который изменяется с изменением мира, нет придела возможностям развития человека. Воспитание должно способствовать самосовершенствованию личности.

3)  Социэтарного

4)  Свободное воспитание – создание условий для свободного выбора воспитанником способов и средств удовлетворения личностй

5)  Идеализм в воспитании

Предполагает создание такой среды, которая бы способствовала расцвету заложенных в душе вечных идей. Прагматизм воспитания – научить решать важно жизненные проблемы.

6)  Реализм в воспитании – подразумевает передачу знаний и опытов в препарированном виде

7)  Гуманистического воспитания

8)  Технократического воспитания – процесс воспитания строго направлен.

9)  Социоцентризм. Воспитание всегда имеет направленность на решение двух целей. Коммунистическая цель воспитания – это ценность определенного класса.

10) Националистическая цель воспитания.

Похожие материалы

Информация о работе