Исполнительный механизм, вообще говоря, представляет собой совокупность исполнительного двигателя и дифференциала.
Однако поскольку дифференциал осуществляет функцию механического сложения оборотов основного двигателя и исполнительного, а частота вращения основного двигателя (ω20) уже была учтена при выводе уравнения объекта, то при выводе уравнения исполнительного механизма будем рассматривать только исполнительный двигатель без дифференциала, а под самим исполнительным механизмом будем понимать только исполнительный двигатель.
На вход исполнительного механизма поступает сигнал с регулятора (напряжение Uр); на выходе его имеем регулирующее воздействие (ω3). Таким образом, уравнение исполнительного механизма должно отражать связь между этими величинами.
Исполнительный механизм представляет собой двигатель постоянного тока с управлением со стороны цепи якоря (обмотки управления).
Электрическая схема двигателя представлена на рис.3:
Рис.3. Электрическая схема двигателя.
На схеме использованы следующие обозначения:
iя – ток якоря;
Uр – напряжение на выходе регулятора;
Uв – напряжение на обмотке возбуждения;
Фв – поток возбуждения;
М – вращающий момент;
ω3 – частота вращения двигателя;
Для вывода уравнения исполнительного механизма воспользуемся далее некоторыми сведениями из курса электротехники.
Вращающий момент (М) двигателя определяется по следующей формуле:
М = СмФвiя; (2.5)
где См – постоянная двигателя, имеющая смысл его механической характеристики (безразмерная величина).
При изменении частоты вращения двигателя в цепи якоря возникает противо-ЭДС (Еп), определяемая по следующей формуле:
Еп = СеФвiя; (2.6)
Согласно закону Кирхгофа:
Uр = iяRя + Еп; (2.7)
где Rя– активное сопротивление цепи якоря.
Подставим выражения для iяиз формулы (2.7) в (2.5):
(2.8)
Из курса механики известно уравнение Ньютона для вращательного движения:
(2.9)
Подставив выражение для М из (2.8) в (2.9) и проведя несложные преобразования, получим:
(2.10)
Введем новые обозначения:
где Tи – постоянная времени исполнительного механизма;
где Ки – коэффициент усиления исполнительного механизма.
Исходя из необходимости дальнейшего численного интегрирования на ЭВМ, перепишем уравнение (2.10) в следующем виде:
(2.11)
Уравнение (2.11) и является уравнением исполнительного механизма.
Итак, получены математические модели элементов системы: уравнения (2.1), (2.3), (2.4), (2.11).
Запишем их еще раз:
Uд(t)– U0 = Kд[y(t)–y0];
Uр = – Kр(Uд – U0);
Видим, что в 4-х уравнениях присутствуют 5 неизвестных: y(t), x(t), ω3(t), (Uд(t)– U0), Uр.
Однако, в силу взаимосвязи переменных между собой, можно сократить количество уравнений, исключив из них неизвестные: (Uд(t)– U0) и Uр.
Проделав элементарные преобразования, получим систему 2-х дифференциальных уравнений с 3-мя неизвестными:
(2.12)
(2.13)
Полученная система уравнений является, по сути, математической моделью системы регулирования. Иными словами, получены уравнения, отражающие взаимосвязь регулируемой величины, регулирующего воздействия и возмущающего воздействия.
Возмущающее воздействие будем формировать по определенному алгоритму как некоторый случайный сигнал.
Алгоритм формирования можно представить в виде следующей формулы:
(3.1)
где: – центрированный случайный сигнал;
ti – i-тый момент времени;
ti-1 – (i–1)-й момент времени;
A1, B – коэффициенты;
Z – стандартная случайная величина с нормальным распределением, нулевым математическим ожиданием и единичной дисперсией.
Обозначим ∆t – интервал времени между отдельными значениями сигнала:
∆t = ti – ti-1;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.